Почему растет смертность пенсионеров в Азербайджане

АБДУЛЛА АЗЕРИ

В поисках путей экономии бюджетных расходов правительство за последние шесть лет приняло ряд решений, которые до сих пор “звенят в ушах населения”. Отменены льготы учителям и журналистам, наполовину сокращены пенсии работающим пенсионерам, постоянно вводятся все новые дорогостоящие лицензии на различные виды деятельности.

Странно, но все эти однозначно не популярные меры традиционно находили поддержку у большинства членов парламента, которые одним нажатием кнопок оформляли их с правовой точки зрения. Депутаты стабильно демонстрировали свою “независимость”… от своих избирателей. Далеко не в каждой демократической стране депутат рискнет проголосовать за решение, не нравящееся его избирателям.

Естественно, что в этих условиях одной из самых незащищенных социальных групп в Азербайджане являются пенсионеры. На начало этого года в стране насчитывалось 1 млн. 190 тысяч пенсионеров – 15% населения. Работают из них только 178 тысяч человек. По данным Госкомстата, сумма среднемесячной пенсии в прошлом году составила 73 тысячи манатов (16,3 доллара).

Такой доход вовсе не стимулировал наших престарелых граждан к жизни. В итоге за последние шесть лет количество пенсионеров в стране сократилось на 93 тысячи человек. Свидетельствуют ли об этом столь быстрые темпы сокращения числа наших “стариков” (ежегодно в Азербайджане, в среднем, умирает 15 с половиной тысяч пенсионеров)? Безусловно.

Причем если в 1994-2000 годах ежегодный рост населения страны составлял 0,8-1,2%, то количество пенсионеров в среднем снижалось на 1,3%. Комментарии излишни. По данным специалистов Конфедерации профсоюзов Азербайджана, минимальный потребительский бюджет для пенсионеров и безработных составляет в Азербайджане 340 тысяч манатов, или 76 долларов.

Получается, что пенсионер на свою пенсию – 16,3 доллара может нормально прожить чуть более шести дней. Вот вам и причины обрекания пенсионеров на полуголодное существование и… медленное вымирание. В советские годы фраза из кинокомедии “чтоб ты жил на одну зарплату” не особенно пугала азербайджанцев. Многие так и жили.

Параллельно в республике ежегодно росло количество пенсионеров. Средняя зарплата в те годы в Азербайджане составляла 170-190 рублей, что, исходя из покупательской способности, составляло до 290 долларов. Если сопоставить эти данные, получается, что жизненный уровень большей части населения, и в особенности пенсионеров, за 10 лет ухудшился в 5-6 раз. Тем, для кого пенсия – единственный источник к существованию, действительно не позавидуешь.

Вообще в отечественной системе оплаты труда существует много проблем. Одна из них – несоответствие динамики номинальной и реальной зарплаты. Номинальная зарплата – это сумма денег, полученная за определенный отрезок времени. Реальная зарплата – “покупательская способность” номинальной зарплаты. Иными словами, это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зарплату.

Реальная зарплата зависит от номинальной и от цен на товары и услуги. За годы реформ уровень реальной оплаты труда работников в нашей стране снизился более чем в 2 раза, тогда как номинальная зарплата постоянно растет. К примеру, в прошлом, 2000 году номинальная средняя зарплата выросла на 15% по сравнению с 1999 годом, в то время как реальная повысилась лишь на 3 процента. Номинальная зарплата в Азербайджане растет и сейчас, однако реально купить товаров и услуг на эти деньги можем все меньше.

Только с начала этого года цены на масло, сахар, крупу и другие продукты первой необходимости, а также лекарственные препараты выросли на 5-10%. В этих условиях прожиточный минимум у нас составляет порядка 110 тысяч манатов. А это позволяет пенсионеру лишь поддерживать свое физиологическое существование, причем в течение довольно ограниченного времени. Чтобы перейти из категории бедных “пенсионеров” в разряд “малообеспеченных”, необходимо довести размер их пенсий хотя бы до двух минимальных прожиточных уровней.

В то же время многим пенсионерам и гражданам, которые живут на одну зарплату бюджетника, нужно поддерживать не только себя, но и семью. “Коэффициент семейности” в Азербайджане составляет 4,5 человека. То есть покупательская способность азербайджанской средней зарплаты (46$) и пенсии (16,3$) не позволяет обычной семье влачить даже нищенское существование. Остается только умирать с голоду. А поскольку указанные размеры зарплаты и пенсий являются средними – как “средняя температура в больницах”, то они далеко не характеризуют общего положения в стране.

Известно, что ниже среднего размера зарплаты и пенсии в нашей стране получают почти 80% работающих, не говоря уже о 800 тысячах пенсионеров из 1,19 миллиона. Вот и растет смертность, сокращается рождаемость. Еще одна проблема – неоправданная дифференциация заработной платы. Межотраслевые различия в оплате труда в нашей стране доходят порой до 4-5 раз, тогда как во всем мире максимальный разрыв в оплате труда между отраслями не превышает полутора-двух раз.

Во многих сферах труд оплачивается на уровне прожиточного минимума, а то и меньше. Например, около 70% служащих аграрного сектора получают зарплату ниже прожиточного уровня. В отраслях промышленности зарплату на “уровне выживания” получает каждый четвертый. Но даже несмотря на это, правительство умудряется ее задерживать. В течение последних лет долги по зарплате (включая и пенсии) стабильно составляют 220-240 млн. манатов. Верно говорят, что мы очень терпеливый народ, если закрываем глаза на существующие реалии в положении престарелых соотечественников, забывая о том, что каждый седьмой житель страны – пенсионер! Комментировать эту тему по-другому не получается…

Архивы газеты ЭХО, 2001 год