С.МУСТАФАЕВА
Каждый раз, когда в различных регионах России появляется малярия, российские медики заявляют, что всему виной приезжие из Азербайджана. Так и на этот раз – в Москве сложилась весьма неблагоприятная ситуация с заболеваемостью малярией. По словам главного государственного санитарного врача Москвы Николая Филатова, на 1 июня текущего года малярией заболели 56 москвичей. Филатов также связывает это с возрастающим потоком мигрантов из Азербайджана и Таджикистана. По данным московских медиков, завоз трехдневной малярии, эндемичной для Москвы, из Азербайджана и Таджикистана возрос с 39,3% в 1997 году до 50% в 2001 году.
Любопытно, что наши специалисты считают все эти сообщения чересчур преувеличенными. По их мнению, наши сограждане не могут быть переносчиками этой болезни, поскольку в Азербайджане малярия распространена преимущественно в палаточных лагерях беженцев, в таких районах, как Саатлы, Имишли, Сабирабад. “У беженцев нет возможности “путешествовать”. Вполне возможно, что подобные сообщения – очередная провокация”. Однако, как соообщил отказавшийся представиться врач Института микробиологии Азербайджана (ИМА), в этом году к нему уже обращались 5 человек, заразившихся малярией, – “все они были беженцами”, а значит, в случае появления в Баку малярийных комаров возникает опасность распространения этой болезни и в городе.
Между тем, как утверждают специалисты, в Баку ситуация с распространением малярии не внушает опасений. Как сообщили “Эхо” в Бакинской санэпидстанции, “столицу спасает отсутствие чистых водоемов, так как малярийный комар – насекомое “культурное” и развивается только в чистой воде”. Там также сообщили, что на Абшероне малярийные комары распространены преимущественно в пос. Бузовны, отдаленных частях Гарадага и в Сумгайыте.
В Москве же “очень много прудов и водоемов с чистой водой, именно поэтому этот город считается эндемичным для распространения этой болезни”. В то же время в Бакинской санэпидстанции заявили, что на сегодняшний день проведение химической профилактики против распространения малярии затруднено, так как предусмотренные в этом случае ядохимикаты, такие, как “Хлороквин” “Метафоз”, “Мелатион”, “ДДВФ” и т.д., не закупаются. “Раньше эти препараты поставлялись из России.
Производились они и в Сумгайыте”. В отделе паразитологии (ОП) Республиканского центра гигиены и эпидемиологии “Эхо” сообщили, что малярийные комары могут обитать и в более близких к центру города районах, таких, как Ясамальский и Азизбековский. Любопытно, что в ОП затруднились ответить на вопрос, сколько в этом году в стране зарегистрировано случаев заболевания малярией, но отрицать их наличие не стали. Отметим, что при Минздраве осуществляет свою деятельность специальная группа по борьбе с гнусом. В ее обязанности входит химическая обработка подвалов и мест, где могут обитать малярийные комары.
Однако спецгруппа начинает работать только после заключения соответствующего договора с районным жилищно-эксплуатационным управлением. “Управление ставит нас в известность, что тот или иной подвал затоплен, а договор составляется для регулирования финансовых вопросов. Цена зависит от площади, которая должна подвергнуться обработке”.
Между тем, к нам в редакцию уже обращались граждане, обеспокоенные появлением малярийных комаров. По их свидетельствам, эти насекомые обладают не характерным для обычных комаров “удлиненным и узким тельцем с приподнятой задней частью”. В действительности же настоящий малярийный комар похож на самого обычного мелкого и назойливого комара-пискуна. И различить их достаточно сложно. Не каждый малярийный комар опасен, а только тот, в слюнных железах которого находится паразит крови человека – малярийный плазмодий. Как и у других кровососущих двукрылых насекомых, опасны могут быть только самки (самцы питаются нектаром).
Особенно важно знать, что клиническая картина малярии в первые дни болезни мало чем отличается от других заболеваний, сопровождающихся высокой температурой, ознобом, головными болями, иногда рвотой. Заболевание передается от больного человека здоровому через укусы зараженных малярийных комаров. Известны четыре формы малярии, из которых особенно тяжелая у человека – тропическая, наиболее распространенная в странах Африки. Для того, чтобы предупредить заболевание малярией, лицам, выезжающим в страны, где распространено это заболевание, необходимо регулярно принимать противомалярийные препараты, к примеру, “Демогил”.
Они препятствуют развитию малярийных паразитов в организме человека. Прием препаратов надо начинать за неделю до выезда и продолжать в течение всего пребывания в малярийной местности и еще около месяца после выезда из нее. Выбор препарата и его доза определяются врачом.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год