Т.ГАРИБОВ, Ш.АББАСОВ
“Сопредседатели Минской группы хотят организовать мою встречу с Алиевым. Но не думаю, что от каждой подобной встречи следует ожидать конкретных результатов”, – заявил, как передает ереванская газета “Азг”, в понедельник находящийся с визитом в Таллинне, президент Армении Роберт Кочарян. После встречи с Гейдаром Алиевым, состоявшейся во вторник в Стамбуле, три сопредседателя МГ ОБСЕ прибыли в столицу Эстонии, чтобы встретиться с президентом Армении.
На вопрос журналистов о том, как посредники оценивают последние не слишком оптимистичные заявления президентов Армении и Азербайджана о переговорном процессе, американский сопредседатель Рудольф Перина ответил, что проблемы оптимизма и пессимизма не существует, процесс продолжается. Грибков же добавил, что процесс урегулирования карабахского конфликта переменчив и сейчас просто выжидательный этап.
Во время встречи с представителями армянской общины Эстонии Роберт Кочарян, в свою очередь, отметил, что карабахская проблема очень сложна и состоит из целого ряда составляющих – проблемы статуса, безопасности Нагорного Карабаха, контролируемых территорий, обеспечения коридора между НКР и Арменией. “Идет поиск такого решения, которое устроило бы стороны. Каждый пытается уступить как можно меньше. Я тоже пытаюсь мало что уступить”, – разъяснил Кочарян.
Примечательно, что в отличие от заявлений, сделанных в Литве и Латвии, когда Кочарян говорил о недостатке оптимизма, после встречи с сопредседателями армянский президент отметил, что настроен довольно оптимистично. Итак, информация о готовящейся встрече Алиева и Кочаряна получила очередное подтверждение. “Процесс урегулирования продолжается и должен продолжаться. Это самое важное сегодня”, – подчеркнул Р.Перина. Но что могут обсуждать президенты двух стран, тем более после скандала, произошедшего после обнародования президентом Алиевым “некоторых аспектов парижских принципов”? Мы связались с российским сопредседателем МГ Николаем ГРИБКОВЫМ и попросили его ответить на эти вопросы.
– …Мы наблюдаем позитивный настрой со стороны руководителей Азербайджана и Армении к проведению очередной встречи. Они понимают, что многое зависит от такого рода встреч для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Более того, многие считают, что именно в руках глав обеих стран находится ключ к решению этой проблемы.
– В таком случае, как же следует воспринимать заявление президента Кочаряна о том, что Армения впредь будет идти на меньшие уступки?
– То, что сказал президент Армении, не имеет отношения к настрою на встречу. Хотя фактом является то, что стороны не отличаются особой уступчивостью и это, в свою очередь, оказывает влияние на ход урегулирования.
– Не означает ли организационная работа МГ ОБСЕ по проведению встречи двух президентов то, что появились новые предложения по урегулированию конфликта?
– Минская группа постоянно обдумывает новые и свежие идеи. Я не знаю, можно ли назвать их предложениями, но иногда почему-то делается особый упор на новые предложения со стороны МГ. Вообще, по числу идей и предложений председательство МГ можно уже вписать в Книгу рекордов Гиннесса. Хотя дело не в количестве предложенных идей к урегулированию конфликта, а в том – готовы ли стороны преодолеть барьер недоверия, подозрения и с открытой душой сесть за стол переговоров и достичь каких-либо договоренностей.
– Есть ли у вас информация о том, где и когда будет проведена встреча президентов?
– Я думаю, этот вопрос относится сугубо к компетенции президентов двух стран. Возможно, они уже связывается между собой и имеют какие-то контакты, но мне об этом ничего не известно.
– А как прошла встреча сопредседателей в Лиссабоне?
– Это была обычная консультация стран – участниц Минской группы, на которой Россию представлял замминистра иностранных дел Вячеслав Трубников. Собрание в Лиссабоне также было визитом вежливости в связи с избранием нынешнего председателя ОБСЕ и главы МИД Португалии Антонио Мартинеса де Круза и его информированием о продвижениях и будущих перспективах урегулирования конфликта. Со своей стороны председатель выразил готовность поддержать деятельность МГ и содействовать ее продвижению.
– Как отразится на ходе переговорного процесса обнародование президентом Алиевым некоторых аспектов парижских принципов?
– Как известно, была какая-то реакция со стороны Армении, но при всем этом заявления президента Азербайджана не повлияли на нацеленность руководителей двух стран на проведение двустороннего диалога.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год