А.ШАКУР
Официальные представители иранских властей вновь обратились к теме российско-иранского военного сотрудничества. Официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи на своей пресс-конференции в Тегеране категорически отверг “нападки США” на успешно развивающееся ирано-российское сотрудничество в области ядерных технологий и заявил, что сотрудничество с Россией в этой области, равно как и в других сферах, носит исключительно мирный характер, оно отвечает интересам народов двух стран.
Судя по всему, “информационным поводом” к заявлению Асефи стал саммит “восьмерки” в канадском Кананаскисе. На первой встрече “восьмерки” после 11 сентября борьбе с терроризмом и, в частности, недопущению террористов к оружию массового поражения было уделено первостепенное внимание. Меры на саммите “восьмерки” предлагались в общем-то традиционные: режим нераспространения, контроль за экспортом высокотехнологичного оборудования и тем более технологий как таковых. Вопрос помощи России в уничтожении ее арсеналов оружия массового поражения с “террористической темой” прямо не увязывали.
Тем не менее намеки, что развитые западные страны “помогут российским ученым”, чтобы те не стали продавать свои знания террористам и их покровителям. Однако на деле все это означает и более жесткий контроль Запада над “международной” деятельностью российского ВПК. Что, понятное дело, не может не тревожить Иран – первой жертвой этого самого контроля станут именно российско-иранские программы.
В эти же дни влиятельная американская The Wadshington Post вновь обратилась к связям спонсируемой Ираном ливанской “Хезболлах” и “Аль-Гаэды”. По данным газеты, эти организации все более тесно сотрудничают в области материально-технического обеспечения своей деятельности, а также в деле обучения “подрастающего поколения”.
А представители “Хезболлах”, обычно оставляющие такие статьи без внимания, поторопились выступить с опровержением – глава одного из ее департаментов, шейх Хасан Изеддин заявил: “Все это ложь, не имеющая под собой ни единого подтверждения. Мы не сотрудничаем с “Аль-Гаэдой” ни в какой форме”.
Если принять во внимание степень координации действий между “Хезболлах” и официальным Тегераном, то можно предположить, что в Иране стараются всеми силами откреститься от любых контактов с бен Ладеном, искренне полагая, что таким образом можно будет добиться исключения Ирана из “оси зла”. А это – верный признак роста напряженности вокруг Ирана.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год