Россия и Грузия изучают новый маршрут

Н.ГУЛИЕВА

Россия и Грузия изучают возможности использования маршрута Грузия – Турция для прокладки нового нефтепровода из РФ. Как сообщил российский интернет-сайт RusEnergy.com, началась разработка предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства трубопровода Новороссийск – Супса – Джейхан с проектной пропускной способностью 30 млн. тонн нефти в год для доставки российской и казахстанской нефти на побережье Средиземного моря.

ТЭО готовит компания “Грузроснефтегазстрой”, образованная в конце мая российской компанией “Роснефтегазстрой” и Грузинской международной нефтяной корпорацией (ГМНК). Решение о проекте было принято, исходя из желания российских нефтяных компаний выйти на рынки США и стран Азии. Стороительство нефтепровода поможет образованию комплекса экспортных маршрутов для доставки разных видов российских энергоносителей через Грузию на рынки стран Ближнего Востока и далее.

Как отмечает RusEnergy.com, теоретически можно даже предположить, что в случае, если проблема снабжения нефтью трубопровода БТД не будет решена в ближайшие год-два, то операторы обоих трубопроводных проектов могут объединить усилия с целью совместного строительства участка Тбилиси – Джейхан. Тем более, что у “Грузроснефтегазстроя” есть вполне определенные планы относительно ОЭТ. Не позднее июля власти Азербайджана намерены санкционировать строительство БТД, пропускная способность которого проектирована в 50 млн. тонн в год, стоимость – около 3 млрд. долларов, а протяженность – более 1700 км.

Грузинский участок трубопровода Джейхан намерены строить грузинские компании, но главенствующую роль в организации этого процесса по поручению правительства должна играть ГМНК – партнер “Роснефтегазстроя”. Как предусмотрено их соглашением, совместная компания вместе с грузинскими строительными организациями примет участие в сооружении нефтепровода БТД… Конечно, проект нового российско-грузино-турецкого нефтепровода еще “сырой”, и его перспективы весьма туманны, но тот факт, что Россия намерена качать нефть на смежном с БТД маршруте, уже заставляет насторожиться.

При том, что существуют планы о привлечении к трубопроводу и казахстанской нефти, на которую возлагают некоторые надежды и участники проекта БТД. Правда, азербайджанские чиновники не раз заявляли, что ОЭТ не нуждается в “лишней” нефти ни из Казахстана, ни из Туркменистана, и трубопровод вполне может заполнить топливо с месторождений “Азери” – “Чираг” – “Гюнешли”. Но возможность прохождения по ОЭТ кашаганской нефти придавала проекту еще большую привлекательность для инвесторов и кредиторов и отсекала все сомнения о нерентабельности трубопровода. Кстати, именно на последний пункт особенно “давило” правительство РФ, не рекомендовавшее своим компаниям принимать участие в проекте. Высказанное же ранее предположение о том, что операторы трубопроводных проектов могут даже совместно строить участок Тбилиси – Джейхан, говорит о том, что авторы идеи прокладки маршрута Новороссийск – Супса – Джейхан не собираются откладывать ее реализацию в долгий ящик.

При этом, согласно проекту БТД, нефтепровод должен быть готов принять первую нефть уже к началу 2005 года, при годовой добыче с АЧГ 20 млн. тонн нефти. По прогнозам, к 2006 году добыча может достичь 40 млн. тонн нефти в год и только к 2009 году – более 50 млн. тонн в год, то есть “покрыть” пропускную способность ОЭТ. Насколько в данном случае опасно для БТД появление в регионе альтернативного “нефтяного” маршрута?

Эксперты считают, что торопиться с прогнозами не стоит, поскольку реальность осуществления проекта Новороссийск – Супса – Джейхан вызывает определенные сомнения. По мнению экс-президента ГНКАР Сабита Багирова, идея этого проекта готовилась в недрах ГМНК. Причем в данном случае грузины, скорее всего, пытаются путем экономических проектов решить политические вопросы. Так, маршрут нового трубопровода пролегает через территорию Абхазии, с которой Грузия никак не может прийти к мирному соглашению. Привлекая к проекту Россию, Грузия фактически заручается ее поддержкой в урегулировании абхазского конфликта.

С другой стороны, в интересах Грузии стать одной из основных транзитных стран региона, открытой и для других трубопроводных проектов. В принципе, считает С.Багиров, на Каспии достаточно нефти, чтобы заполнить оба трубопровода, так что для БТД особой угрозы не предвидится. Отметим, что это утверждали и официальные представители ГНКАР, по словам которых, уже сейчас следовало бы исследовать возможности расширения пропускной способности БТД или даже строительства нового трубопровода маршрутом из Баку до Средиземного моря. Как заметил один из руководителей ГНКАР, “никогда не мешает иметь в запасе несколько маршрутов на случай непредвиденных ЧП”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: