Тайна бакинских картин

М.БАГИРОВ, Ш.АЛИЕВ

11 апреля гражданка Азербайджана Натаван Алескерова, приговоренная федеральным судом Нью-Йорка к 11 месяцам тюремного заключения за попытку продажи похищенных из бакинского музея картин, была отпущена на свободу.

Как сообщил “Эхо” адвокат освобожденной Аслан Исмайлов, Алескерова сразу же подала иск в Апелляционный суд и намерена добиваться от американских властей материальной компенсации за тот срок, что она провела взаперти.

История с хищением рисунков из Музея искусства азербайджанской столицы отражает реалии того времени. Это был период, когда Советский Союз отошел в небытие, а Азербайджан только начинал строить свою независимую государственность. У власти находился Народный фронт, шла война. И еще одно сражение развернулось вокруг сокровищ Музея искусства в Баку.

Еще в советский период этот музей славился своей богатой коллекцией картин, среди которых, как утверждали люди знающие, были рисунки Дюрера, Рембрандта, Карачи. Они попали в музей в качестве трофея после Великой Отечественной войны, пролежали здесь несколько десятилетий и пропали во время карабахской войны – летом 1993 года, в числе 300 (!) произведений искусства.

Кстати говоря, в числе исчезнувших рисунков были 30 восточных миниатюр, которые опять-таки люди сведущие, считали даже более ценными, чем эти самые наброски Дюрера, Карачи и других маститых живописцев.

Нетрудно понять, в какое щекотливое положение попали соответствующие органы, которые занялись расследованием этого дела. Как могли исчезнуть картины, если, согласно всем правилам предосторожности, должны были они храниться как зеница ока?

Сыщики сумели выйти на след злоумышленника, хоть и ушло на это несколько лет кропотливого труда. Им оказался чемпион мира по вольной борьбе Айдын Ибрагимов. Правда, в стране этого человека найти не удалось. Пришлось подключать к делу Интерпол.

В 1997 году похищенные рисунки всплыли в Нью-Йорке у предприимчивого японца – Масатсуги Коги – знакомого Айдына Ибрагимова. Вскоре там же задержали супругу Ибрагимова – Натаван Алескерову. Самого же чемпиона мира обнаружить не удалось – он словно в воду канул.

В минувшем году официальный Баку объявил о том, что возвращает рисунки, находящиеся в США, Бременскому музею, за что Германия Азербайджан сердечно поблагодарила. О судьбе остальных рисунков ничего не известно, за исключением того, что они находились в США.

Алескерову никто в США не обвинял в том, что она украла картины из музея в Азербайджане. Ей инкриминировалось всего лишь содействие сбыту ворованных ценностей, за что она и получила почти год тюремного заключения. Теперь она на свободе. И, понятное дело, на родину возвращаться не собирается. По крайней мере, так утверждает ее адвокат. По словам Аслана Исмайлова, в Нью-Йорке живет и сын Ибрагимова и Алескеровой, который, между прочим, работает в местной прокуратуре.

ДОСЬЕ

Айдын Ибрагимов – чемпион мира по вольной борьбе. С конца 60-х годов возглавлял один из районных отделов ОБХСС МВД Азербайджанской ССР. По некоторым данным, у Ибрагимова не сложились отношения с тогдашним руководством республики. В результате конфликта Ибрагимов уезжает на тренерскую работу в Югославию. В 1974 году он возвращается на родину, однако спустя некоторое время улетает в Москву, где становится тренером сборной Советского Союза по вольной борьбе.

Именно в 70-х могло состояться знакомство Ибрагимова с Масатсуги Когой – арестованным в Нью-Йорке с украденными картинами из бакинского музея. Кога в тот период часто бывал в СССР, и в том числе в Баку, приезжая в качестве тренера сборной Японии по самбо.

Кога неплохо владел русским языком (его мать была русской), и был больше известен в спортивных кругах под именем Виктор Кога. Кстати говоря, в ходе следствия по делу Алескеровой в США Кога скончался.

В 1987 году Ибрагимов возвращается в Баку и налаживает связи с НФА (эти связи пригодились ему, когда “фронтовики” пришли к власти). Не порывает Ибрагимов и со спортивной карьерой, устроившись на должность администратора футбольной команды “Нефтчи”.

В 1993 году, после смены власти в Азербайджане положение Ибрагимова ухудшается. Хотя в 1994 году ему удается организовать в Баку собственный международный турнир. После гибели замминистра внутренних дел, командира ОПОН Ровшана Джавадова давление на Ибрагимова усиливается, и он покидает Азербайджан. С 1995 года объявлен в розыск.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год