НУРАНИ
Политический кризис в Кыргызстане продолжает углубляться. Обстановка на юге страны продолжает оставаться напряженной, несмотря на то, что продолжавшиеся уже около четырех месяцев митинги протеста в Джалал-Абаде приостановлены – демонстранты просто ожидают ответа властей на резолюцию митинга.
Как известно, участики акций протеста требуют полного оправдания лидера оппозиции, депутата парламента Азимбека Бекназарова, отставки генпрокурора Чубака Абышкаева, привлечения к уголовной ответственности виновных в расстреле митинга протеста в Аксыйском районе 17 – 18 марта и денонсации “пограничного” соглашения с Китаем, согласно которому южному соседу Кыргызстана отходит до 90 тысяч гектаров спорных земель.
И большинство наблюдателей уверены, что пауза в митинговой активности наступает ненадолго: 24 июня, в понедельник, суд должен рассмотреть апелляцию Бекназарова. Сохранить депутатский мандат ему позволит только полная отмена приговора.
Поэтому для его сторонников вопрос стоит остро: все или ничего. Ситуация настолько серьезная, что президент Кыргызстана Аскар Акаев вновь обратился к парламенту с предложением созвать внеочередную сессию для обсуждения ситуации на юге страны.
Однако глава правительства Николай Танаев уже поторопился высказать “официальную версию” событий. Обострение обстановки на юге он связал… с интересами террористических организаций, таких, как “Хизб-ут-Тахрир” и “Исламское движение Узбекистана”.
Во время встречи с помощником заместителя госсекретаря США Лином Паско он заявил, что наркоторговцы, “пользуясь нестабильностью в южных регионах” и тем, что “значительные силы правоохранительных органов отвлечены на контроль за ситуацией”, заметно активизировали свою деятельность по переправке наркотиков с территории Афганистана через Кыргызстан в страны Европы, а доходы поступают на счета тем, кто заинтересован в поддержании нестабильности в регионе.
Но если власть объявляет участников митингов протеста пособниками “наркоторговцев” и “террористов”, это означает, что договариваться с ними она не намерена. И в ближайшее время снижения напряженности в Кыргызстане ожидать вряд ли стоит.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год