НУРАНИ
Совместная комиссия палаты представителей и сената США оказалась в эпицентре громкого скандала.
Накануне телекомпания CNN, ссылаясь на анонимные источники, сообщила, что в ходе слушаний в конгрессе с участием директора ЦРУ Тенета и директора Агентства национальной безопасности (АНБ) Майкла Хэйдена речь шла о тексте перехваченного АНБ телефонного разговора между двумя людьми из Афганистана и Саудовской Аравии, состоявшегося 10 сентября, то есть за день до терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, и в ходе беседы прозвучали фразы “матч начнется завтра” и “завтра решающий час”.
Однако, несмотря на то, что пленка была перехвачена еще 10 сентября, перевели ее только 12-го. Сначала пресса “с подачи” Си-Эн-Эн вволю поиронизировала над тем, что американским спецслужбам понадобилось двое суток для перевода телефонного разговора с арабского языка. А наутро темой номер один стала уже реакция на происшедшее Белого дома.
Как заявил журналистам пресс-секретарь президента США Ари Флейшер, Джордж Буш выразил недовольство тем, что совместная комиссия сената и палаты представителей распространила секретную информацию, имеющую отношение к расследованию терактов 11 сентября, и, по мнению Буша, эта утечка может подорвать национальную безопасность, так как она раскрывает методы, которыми пользуются спецслужбы, а также источники их информации.
Как известно, опасения по поводу возможных утечек в прессу секретных данных – это до сих пор главная тема дискуссий между спецслужбами и конгрессом США, т.е. в какой мере “рыцарям плаща и кинжала” следует делиться секретными данными с законодателями.
Конгрессмены в подобных случаях утверждают, что избранные представители народа имеют право знать, как спецслужбы тратят деньги налогоплательщиков, слушания будут проходить с соблюдением всех мер информационной безопасности. Сотрудники же спецслужб уверены, что конгрессмены – публичные политики, которые просто не привыкли работать с секретными данными, и могут попросту “проговориться”, не всегда представляя себе, какие последствия может вызвать их откровенность. Теперь же, когда в прессу с закрытых слушаний просочились сверхсекретные данные, и эта утечка может поставить под угрозу самое ценное, что есть у любой спецслужбы – ее источники, руководителям комиссии конгресса уже приходиться спасать лицо.
По информации СМИ, с руководителями комиссии конгресса встретился вице-президент США Дик Чейни, и, как выразился председатель сенатского комитета по разведке Боб Грэхэм, “вице-президент не был счастлив”.
По словам Грэхэма, Чейни особо отметил, что “администрация старалась сотрудничать с комиссией по расследованию и предоставляла очень много информации, сознавая, что с ней будут обращаться осторожно”.
А председатель комитета по разведке палаты представителей конгресса США конгрессмен-республиканец Портер Госс заявил, что им и председателем сенатского комитета по разведке сенатором-демократом Робертом Грэмом направлен официальный запрос в министерство юстиции США и ФБР с требованием начать расследование, как материалы проходящих в конгрессе засекреченных слушаний о деятельности спецслужб США могли попасть в виде анонимных утечек в прессу.
Он заверил, что со своей стороны оба комитета по разведке “будут сотрудничать с ФБР любым возможным способом” в проведении такого расследования.
В свою очередь пресс-секретарь департамента юстиции Барбара Комсток заявила, что минюст “быстро рассмотрит дело и предпримет соответствующие меры”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год