Н.АЛИЕВ, Р.НАСИРОВ
Руководство Турции запланировало на вчерашний день церемонию, которая должна ознаменовать начало строительства трубопровода “Баку – Тбилиси – Джейхан”. С этим заявлением выступили некоторые информационные ресурсы, отметив, что несколько транснациональных нефтяных компаний делают ставку на то, что этот трубопровод станет главным маршрутом транспортировки энергоресурсов бассейна Каспийского моря на западные рынки.
А агентство Eurasianet даже отмечает, что “определение даты начала строительства, однако, не разрешает спора о жизнеспособности проекта с коммерческой точки зрения.
Пессимисты сомневаются в том, имеется ли на Каспии достаточно ресурсов, чтобы оправдать гигантские затраты на строительство и высокие тарифы на транспортировку. Сторонники проекта настаивают на том, что в его оценке следует учитывать как экономические, так и политические факторы”. То есть вновь под сомнение поставлена жизнеспособность проекта.
Напомним, что проект строительства нефтепровода Баку – Джейхан, протяженностью 1740 км при пропускной способности порядка 50 млн. тонн нефти в год, оценивается в $2.9-$3 млрд. долларов. Однако, как отмечают источники в правительстве, не исключается, что данная цифра возрастет.
Отметим, что акционерами спонсорской группы по финансированию проекта выступают: оператор проекта английская bp (34.76%), ГНКАР (25%), американская Unocal (8.96%), норвежская Statoil (8.71%), турецкая TPAO (6.87%), итальянская Agip (5%), французская TotalFinaElf (5%), японская Itochu (3.4%) и саудовско-американский альянс Delta Hess (2.36%).
Интерес в данном случае вызывает тот факт, что санкции на начало строительных работ пока еще не даны. А потому информация зарубежных агентств не может быть верной. Это отметили в ГНКАР и компании bp, являющейся одним из пайщиков проекта. В частности, по словам начальника пресс-службы ГНКАР Мамеда Мирзоева, начало строительных работ ОЭТ в Турции можно считать “уткой”.
Причем кем-то умело распускаемой, поскольку они появились еще несколько месяцев назад и периодически вспыхивают с новой силой. Мирзоев сам обращался к представителям турецкой нефтяной компании Боташ с просьбой прояснить ситуацию. Судя по полученному ответу, до санкция на строительство работы в этой стране не будут начаты.
К тому же до сих пор свободными в проекте остаются 7,5%. Хотя теоретически они уже поделены между компаниями. И еще не получено согласие международных финансовых учреждений на финансирование проекта. И третьим фактором, делающим невозможным начало строительства, являются незавершенные переговоры со строительной трубопроводной компанией “Мерсо”.
Многое объяснили и комментарии главы информационного отдела bp Тамам Баятлы. Она подтвердила предыдущее сообщение компании о том, что старт строительства можно ожидать в любой день. Даже сегодня. Но обязательно это произойдет в течение июня.
Однако Т.Байатлы уточнила, что на днях лишь компании соберутся и объявят о начале строительного этапа ОЭТ. Это еще не санкция на начало работ. Их как раз следует ждать уже в июле 2002 года. А непосредственный процесс “рытья канав” начнется осенью следующего года. До этого будут уточнены не только доля и источники финансирования проекта компаниями и ГНКАР, но и станут известны условия строительной компании подрядчика. Так что до конца июня ожидать визита в Азербайджан глав нефтяных компаний Грузии и Турции не стоит.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год