Н.ГУЛИЕВА
В мае этого года индекс потребительских цен (ИПЦ) в Азербайджане увеличился по сравнению с апрельским показателем 2002 года на 0,5%, а по сравнению с декабрьским показателем прошлого года – на 2,9%. В частности, ИПЦ на продовольственные товары, напитки, табак составил соответственно 0,7% и 4,4%, услуги 99,9% и 0,1%.
В мае наблюдалось повышение цен на мясные продукты и мясо птицы (в среднем на 1,2%), фрукты и овощи (на 2,5%), табачные изделия (на 4,9 %), и некоторые другие продовольственные товары (“Туран”).
Как ни странно, но судя по официальной азербайджанской статистике, наши показатели по росту инфляции в целом аналогичны общеевропейским. Так, по последним данным Евростата, инфляция в апреле 2002 года по сравнению с предыдущим месяцем в странах еврозоны, ЕС-15 и Европейского экономического пространства составила 0,5%, а – с соответствующим месяцем 2001 года рост был равен 2,4% и 2,2% соответственно. Максимальное повышение цен и тарифов в апреле текущего года было зарегистрировано в Испании на 1,4%.
В Люксембурге, Франции, Ирландии, Италии, Нидерландах, Греции и Португалии эти показатели повысились на 0,5-0,9%. В Бельгии, Швеции, Австрии, Финляндии и Дании – на 0,1-0,4%. В Исландии же, наоборот, цены снизились на 0,1% при неизменном их уровне в Германии и Норвегии.
Среди государств Содружества в апреле текущего года по сравнению с предыдущим месяцем цены и тарифы на потребительские товары и услуги выросли в Таджикистане – на 3,1%, Армении и Беларуси на 2,5-2,9%, России, Украине, Грузии и Молдове – на 1,2-1,9%, и меньше всего в Казахстане, Кыргызстане и Азербайджане – на 0,5-0,9%. Как констатируют статисты, цены на продукцию местных производителей в этих странах за этот же период возросли гораздо больше: в Беларуси – на 12%, Таджикистане – на 9,2%, Молдове – на 5,8%, Кыргызстане – на 4,3%, Азербайджане – на 2,5%, России – на 2%, Казахстане – на 1,8%, Украине – на 0,7%.
Но наряду с этим на фоне общего плавного подъема показателей, с конца прошлого года в Азербайджане не раз наблюдались и резкие скачки цен на продукты питания и непродовольственные товары. Первый такой скачок был в декабре 2001 года, когда некоторые продукты питания стали стоить на 10-15% дороже, а в феврале 2002 года наблюдался аналогичный рост.
Затем было традиционное повышение на мартовские праздники и… тенденция сохранилась и в апреле-мае. Например, если обычно с наступлением летних месяцев мясо и мясопродукты значительно падают в цене, в текущем году наблюдается совершенно обратный процесс – если в марте 1 кг говядины стоил 11 тыс. манатов, то сейчас она подорожала на 2 тыс. манатов.
А из-за проливных дождей в прошлом месяце, нанесших ущерб сельскому хозяйству ряда районов Азербайджана, почти вдвое дороже, чем в 2001 году, стоят овощи и фрукты. При этом есть еще нечто, что также способствует повышению цен – ожидаемое повышение заработной платы педагогам и научным работникам (это, напомним, на днях обещал президент страны Гейдар Алиев).
Население уже привыкло, что подобные сообщения ведут к изменению цен на рынках… экономисты, к которым мы обратились за комментариями, считают, что в Азербайджане официальные статистические органы уже не первый год политизируют статданные экономического развития страны. И показатели инфляции – яркое тому подтверждение.
Как считает президент Ассоциации экономического развития Орхан Керимов, даже учитывая тот факт, что инфляционный процесс в Азербайджане протекает далеко не по классическим параметрам, а является следствием жесткого госконтроля за объемом манатной массы и курсом местной валюты по отношению к иностранной, то и тогда официальный ИПЦ можно считать сниженным в несколько раз. По его словам, на фоне планируемого повышения зарплаты бюджетникам возможно увеличение рыночных цен на товары, что может сказаться на социальном положении населения.
Правда, только в случае, если правительство не откажется от искусственного курса маната по отношению к доллару. Иначе бюджетники просто могут не ощутить никаких изменений… Схожего мнения придерживается и эксперт-экономист Губад Ибадоглу, который вообще считает, что повышение зарплаты не может повлечь за собой резкого скачка цен на товары. “Для этого нужно, чтобы зарплата могла покрыть потребительский спрос населения, а это маловероятно”. Что касается официальных показателей по инфляции, то статорганы “неправильно подходят к подсчету этих данных, и результат оказывается смехотворным”.
Реально же, ежемесячный рост инфляции составляет 4-6%, “но эти данные искажаются, чтобы доказать наличие в стране финансовой стабильности”. Несколько иной позиции придерживается директор информагентства “Тренд”, экономист Инглаб Ахмедов.
По его словам, практика искажения статданных по инфляции – ключевого макроэкономического показателя – существует во всех постсоветских странах, причем особенно ярко это проявилось в России.
Организация альтернативной структуры по подсчету показателей инфляции на сегодня весьма сложна, хотя бы потому, что нужны постоянные исследовательские пункты в регионах страны. Экономист признал, что в последнее время наблюдается рост цен на определенные товары, но формальные наблюдения не являются показателем верности подсчета уровня ИПЦ.
“Инфляция – это целый спектр цен, который формируется не только из стоимости товаров в магазинах, но и из цен на услуги и т.д., которые в целом образуют потребительский набор. А как известно, по услугам в Азербайджане рост цен практически отсутствует. Поэтому я допускаю, что цифра официальной статистики может соответствовать действительности”, – считает И.Ахмедов.
Он также отметил, что обычно повышение заработной платы бюджетникам в последнее время происходит максимум на 20-30%, т.е. денежная масса увеличивается не настолько, чтобы повлечь за собой какие-либо серьезные изменения рыночных цен на товары.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год