Что мешает каретам “скорой помощи” в Баку?

Д.АХУНДЗАДЕ

Сегодня при необходимости экстренной медицинской помощи, прежде чем набрать привычное 03, бакинцы еще задумаются. Такую услугу могут оказать не только работники Бакинской центральной скорой и неотложной помощи, но и ряд других медучреждений. Хорошо уже то, что у бакинцев есть выбор. Работники системы Каспара могут в экстренных случаях вызвать свою ведомственную “скорую помощь”, также могут поступить и работники ряда других ведомств, имеющих свою медицинскую службу, к примеру нефтяники, полицейские и т.д. Некогда недоступная бакинцам, в широком смысле этого слова, служба 4-го управления Минздрава теперь готова оказывать населению платные услуги.

Мы уже писали о том, что медицина в стране как-то сразу стала платной, а значит, и недоступной многим. Бесплатно сегодня можно получить только экстренную медицинскую помощь. Вот о ней мы и решили рассказать подробнее, а вернее попросили сделать это главного врача Центральной скорой и неотложной медицинской помощи Фаика Тагизаде.

– Прежде всего, как вы относитесь к тому, что у вас появились конкуренты? Это разгрузило вас?

– Я очень рад тому, что сегодня у бакинцев появилась альтернатива. Все познается в сравнении. Есть преимущества в работе и у нас, есть, естественно, и у них. На сегодня, скажем так, их машины оснащены оборудованием лучше наших, но, к примеру, случись что-либо с контингентом больных Medi Club где-то в Бильгях или Загульбе, чья машина может приехать раньше? Конечно же, наша. Если говорить о врачах, то многие врачи нашей “скорой помощи” подрабатывают в Medi Club.

– Вы сказали, что ваша машина приедет раньше других. А есть сроки, в которые должна уложиться машина “скорой помощи”?

– Бакинская городская служба “скорой помощи” в том виде, в каком она существует сегодня, создана в 1951 году. Структура ее такова – единая станция “скорой помощи” и подведомственные ей подстанции. Существует положение, что подстанции, а их сегодня 22 и 18 филиалов, должны располагаться в радиусе 15 км, или же в 15 минутах езды до больного. Когда в 1994 году я пришел сюда работать, ситуация была сложная. СМИ называли нашу автобазу кладбищем старых машин. И это соответствовало действительности. Тогда на линию выходило 40-45 машин.

Нас упрекали за опоздания. Мы обратились к руководству страны, лично президенту Г.Алиеву. Вопрос был решен. Сейчас на линию выходят 133 машины. Из них три – психиатрической службы, одна – рентген-службы и 22 машины бригад интенсивной терапии, остальные – общелинейные. Сейчас есть подстанции во всех 11 районах Баку, а также отдаленных поселках столицы. К примеру, была напряженная ситуация в Гарадагском районе. Тогда депутатом от этого района был Ильхам Алиев. Он нам очень помог.

– Есть мнение, что по ряду причин наше население стало как бы меньше обращать внимание на свое здоровье – больницы пустуют, а в поликлиники, где некогда стояли длинные очереди, тоже пришли в запустение. А как с вызовами “скорой помощи”?

– Вызовов действительно стало меньше, примерно в полтора-два раза. На это есть объективные причины, о них чуть позже. Время от вызова и до прибытия врача распределяется так – после принятия вызова две минуты дается на передачу вызова, еще три минуты для того, чтобы бригада села в машину и выехала, как мы уже говорили, машина находится в радиусе 15 минут, а это означает, что через 20, максимум 25 минут, врач будет рядом с тем, кому нужна помощь.

В течение суток есть два сложных часа пик. Вызовы, по нашим наблюдениям, чаще всего поступают или утром перед рабочим днем, или вечером после работы. Именно в это время и на улицах города бывает напряженная транспортная ситуация. Я не могу сказать, что в Баку не уступают дорогу машинам “скорой помощи”, напротив, готовы уступить, но улицы перегружены. Тем не менее опозданий у нас почти не бывает. Структура нашей работы видна из самого названия – скорая и неотложная помощь. “Скорая” – имеется в виду внезапное заболевание, типа катастрофы, а неотложка выезжает к “хроникам”, если подскочило давление, нужен совет.

Сейчас ситуация в Баку несколько изменилась. Раньше в столице были более широко представлены некоторые этнические группы населения, менталитет которых таков, что они, в отличие от азербайджанцев, чаще пользовались услугами “скорой помощи”. Я имею в виду армян, евреев, русских.

– Помимо бесплатных, говорят, ваше ведомство оказывает населению и платные услуги? Чем они отличаются?

– Платных услуг по “скорой помощи” нет. Но какие-то услуги, не свойственные “скорой помощи”, наша служба может оказать населению на платной основе. Есть определенный перечень услуг, которые могут быть платными. Они утверждены Минздравом, создана калькуляция, составлена смета. Такой вид услуг введен официально с этого года. Мы с ним связываем большие надежды, так как это поможет в создании материально-технической базы, в приобретении нового медицинского оборудования, необходимой аппаратуры.

К примеру, кто-то хочет проконсультироваться у определенного врача, к которому следует пойти со “свежей” кардиограммой. В этом случае он может сделать вызов, наша бригада приедет и все сделает, так сказать, на коммерческой основе. Или, скажем, человек сломал руку, ему обязательно сделают рентген-снимок бесплатно. Но если через какое-то время он захочет сделать контрольный снимок, за него уже следует платить. Часто бывают просьбы – назначил врач серию уколов, рядом нет медсестры, он может обратиться к нам, наши врачи приедут в любое время и сделают необходимые инъекции.

– Вы, как руководитель, кого скорее возьмете на работу – мужчину или женщину?

– Скажу сразу, дискриминации у нас нет. Тем не менее специфика работы на “скорой помощи” такова, что это тяжелый физический труд. Иной раз надо таскать носилки, можно оказаться в квартире, где произошла драка. В этом случае мне нужны мужчины, и молодые. А вот если учитывать менталитет нашего народа, то нужны и женщины. Мужчину могут и не подпустить к больной.

Следует помнить, если мы уж заговорили о кадрах, то врач “скорой помощи” – это человек с особой психологией. Он должен очень быстро принимать решения, причем ему не с кем советоваться, нет времени сделать анализы. Такой человек должен уметь быстро думать. В этом плане проводится большая работа. В Институте усовершенствования врачей организованы специальные курсы для врачей “скорой помощи”. Это личная заслуга министра здравоохранения, академика Али Инсанова и ректора Института усовершенствования врачей академика М.Джавадзаде.

…Поделюсь приятной для нас информацией. Недавно в нашу страну приезжали врачи, специалисты из тель-авивского госпиталя “скорой помощи”. Они в течение 10 дней провели занятия с нашими работниками. А заодно и тестирование, по результатам которого 48 наших врачей получили сертификат, свидетельствующий, что они могут оказать медицинскую помощь, соответствующую международным стандартам. Думаем, что в ближайшее время решим и другие проблемы, коллектив “скорой помощи” в этой связи возлагает большие надежды на новое руководство управления здравоохранения г.Баку

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: