З.ВЕЛИХАНОВА
Вчера в Минске начались двухдневные консультации экспертов по вопросу расширения мандата Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта.
По мнению грузинской стороны, после окончания 30 июня срока действия мандата КСПМ к миротворческой операции, помимо России, должны подключиться миротворцы из других стран СНГ.
Срок пребывания 3 тысяч российских военнослужащих в составе КСПМ истек 31 декабря 2001 года. 14 июня члены Совета Федерации РФ единогласно поддержали обращение президента Владимира Путина о продлении этого срока до 30 июня 2002 года. Однако решение о продлении было принято в одностороннем порядке. Даже не на уровне СНГ.
Между тем спецпредставитель президента РФ по вопросам урегулирования грузино-абхазского конфликта, замминистра иностранных дел Валерий Лощинин по итогам состоявшихся в конце мая встреч с грузинским руководством заявил, что Россия “не возражает против интернационализации миротворческой операции” в зоне грузино-абхазского конфликта. “Мы сторонники того, чтобы в КСПМ вошли представители других стран СНГ”, – сказал он.
Отметим, что Тбилиси неоднократно предлагал “интернационализировать” миротворческий состав в Абхазии. На сегодняшний день на эти предложения отклинулась только Украина.
По словам министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, в случае поступления заявления от грузинской стороны с просьбой направить украинских миротворцев в зону грузино-абхазского конфликта, где сейчас находятся российские миротворцы, это заявление будет рассмотрено “в духе наших дружественных отношений”. Не менее дружественные отношения связывают Грузию с соседним Азербайджаном, возможность участия которого в миротворческой операции в Тбилиси рассматривают с воодушевлением.
“Если будет политическая воля стран интернационализировать мандат миротворцев, то участие азербайджанских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта будет только привествоваться нами”, – заявил в телефонном интервью “Эхо” официальный представитель МИД Грузии Каха Сихарулидзе.
Более того, по его словам, учитывая дружественные отношения между двумя странами, Тбилиси хотелось бы, чтобы это были как раз азербайджанские миротворцы. Пока же, отметил Сихарулидзе, ведутся активные консультации, чтобы мандат и сам принцип деятельности миротворцев в зоне конфликта были принципиально изменены.
Примечательно, что в Азербайджане не против отправки азербайджанских миротворцев в зону грузино-абхазского конфликта. Хотя и в Минобороны, и в МИД отметили, что говорить об этом пока преждевременно. Дело в том, что в настоящее время МО рассматривает вопрос об отправке ограниченного контингента войск в Афганистан. Но для начала в военном ведомстве должны рассмотреть все плюсы и минусы предыдущего участия азербайджанских миротворцев в миротворческой операции в Косово.
Поэтому вопрос участия наших миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта руководством Азербайджана пока не рассматривался.
Грузия, отметили во внешнеполитическом ведомстве, пока только объявила о своем намерении изменить мандат миротвореческих сил в зоне конфликта. Что-то конкретное можно будет сказать лишь после того, как Тбилиси добьется изменения состава миротворческого контингента, подчеркнули в МИД.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год