Британское управление Нефтяным фондом

НУРАНИ

Лондонский район Сити – один из признанных мировых финансовых центров. А мэр Сити – это не просто муниципальный чиновник, а еще и “неформальный лидер” лондонских финансистов.

И можно понять, почему вместе с мэром Сити Лондона лордом Майклом Оливером в Азербайджан прибыла впечатляющая делегация британских финансистов, а в ходе переговоров обсуждались опять-таки вопросы, связанные с деятельностью финансового рынка, а не решением сугубо мунициальных проблем.

На встрече с журналистами члены делегации тоже в основном говорили о финансовой проблематике, предпочитая при этом “не обострять” комментариев. Даже отвечая на прямой вопрос “Эхо”, насколько серьезной проблемой в Азербайджане является коррупция, лорд Оливер ограничился ответом, что он пробыл здесь слишком мало, а шериф Сити Майкл Сейвори сказал, что и для Азербайджана, и для Великобритании самой серьезной проблемой является бюрократия. В ходе встречи с журналистами очень много говорилось о необходимости создания в Азербайджане развитого финансового рынка, системы страховки, пенсий и т.д.

Причем, как заявил Майкл Оливер, цель делегации состоит не в том, чтобы непосредственно учить Азербайджан бизнесу, а в том, чтобы ознакомить азербайджанское общество с тем, как эти вопросы решаются в лондонском Сити.

Однако обсуждение вопроса о британском управлении Нефтяным фондом Азербайджана, без сомнения, было сенсацией номер один визита в нашу страну Майкла Оливера. Правда, позже, на встрече с журналистами, сам лорд заявил, что конкретных предложений по этому поводу на переговорах высказано не было, хотя и сделал предположение, что такие встречи возможны в будущем.

А пока остается только строить предположения, как именно будет реализован интерес лондонского Сити к ГНФАР. Возможных вариантов тут множество: и назначение в фонд британского менеджера или даже ко-менеджера, и использование лондонских наработок и программ, и обучение в Лондоне сотрудников Нефтяного фонда, и многое другое. Как подчеркнул Майкл Оливер, у британской стороны специального мандата на этот счет нет.

Тем не менее вряд ли кто-либо в Баку испытывает на этот счет сомнения: столь пристальный интерес Лондона к нашему Нефтяному фонду просто не может “повиснуть в воздухе”. Конечно, не исключено, что речь идет прежде всего о привлечении в Азербайджан британских инвесторов, но уже ориентированных на ненефтяные сектора экономики. Тем более, что коммерческие интересы Великобритании в Азербайджане отчетливо пахнут нефтью.

Позиции британского бизнеса, прежде всего нефтяного, в Азербайджане с полным правом можно назвать традиционными: еще в начале XX века Лондон проявлял к бакинской нефти большой интерес.

Можно долго спорить о том, что именно сыграло тут ведущую роль: исторические параллели, “человеческий фактор”, визит Маргарэт Тэтчер в Баку в 1992 году, но, так или иначе, а именно британская bp, ставшая теперь, после своего слияния с Amoco, британо-американской, стала оператором в контракте по месторождениям “Гюнешли”, “Чираг” и “Азери”.

Но вот британское влияние на Нефтяной фонд, в чем бы оно ни выразилось – это уже не очередной прибыльный коммерческий проект. Нефтяной фонд изначально создавался как структура, призванная аккумулировать доходы от нефти и создать условия, чтобы свалившиеся нам на голову нефтедоллары не были попросту проедены, а вкладывались в другие сектора экономики. О потенциальной опасности т.н. “нигерийского варианта”, то есть ситуации, когда весь доход от нефти не будет инвестирован в другие сферы бизнеса, а попросту осядет на счетах “особо важных персон” где-нибудь на Барбадосе или в Швейцарии, в Азербайджане, прежде всего в оппозиционных кругах, говорят уже давно.

Впрочем, лондонские эксперты открыто дают понять, что даже прямой иностранный контроль над Нефтяным фондом – это не панацея от такого варианта. Средства в ГНФАР в любом случае направляет правительство. И оно, если захочет, может вообще не переводить туда средств или же направлять только часть дохода от нефти.

Очевидно, что сам по себе вопрос об управлении Нефтяным фондом в Азербайджане и о помощи со стороны Великобритании не мог возникнуть спонтанно. И при всей кажущейся “привязанности” этой темы переговоров лорда Оливера в Баку к экономическому блоку, в куда большей степени является политическим.

По прогрозам специалистов, примерно к концу первого десятилетия нового века объем добычи нефти с “контрактных” месторождений достигнет своего пика, а затем начнет неуклонно снижаться. Это “ловушка”, в которую в разное время попадали все нефтедобывающие страны, поджидает сегодня и Азербайджан.

Британское же влияние на Нефтяной фонд и должно помочь нашей стране правильно распорядиться своими нефтедолларами. Словом, заграница нам действительно поможет, только вот результат в наибольшей степени зависит от нас самих.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: