Вашингтон поддержал ГУУАМ

Р.ОРУДЖЕВ, Н.РАМИЗОГЛУ

Вчера, как сообщает Mignews, министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко провел телефонные беседы с руководителями внешнеполитических ведомств стран – членов ГУАМ (Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы). В ходе бесед главы внешнеполитических ведомств Азербайджана, Грузии и Молдовы обсудили вопросы, связанные с подготовкой ряда мероприятий в рамках этой организации.

Речь шла, в частности, о проведении вскоре заседания Комитета министров иностранных дел ГУАМ в Баку, а также о встречах на высшем уровне в Ялте, сообщает пресс-служба МИД Украины. Стороны согласны с необходимостью консолидации усилий всех стран – членов ГУАМ с целью реализации уставных целей организации.

Кроме того, министры стран ГУАМ подтвердили готовность к более активной реализации совместных проектов, касающихся как функционирования ГУАМ, так и сотрудничества в экономической и другой сферах. Судя по всему, такой всплеск активности связан прежде всего с выходом из ГУУАМ Узбекистана. Оставшиеся в объединении страны, по всему видимости, сейчас намерены показать, что ГУАМ и без Ташкента вполне “боеспособная организация”.

Действия Ташкента вызвали активность не только Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы. Так, на ежедневном брифинге госдепартамента США был обнародован призыв к Узбекистану пересмотреть свое решение о выходе из региональной организации ГУУАМ, членами которой также являются Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Напомним, что 13 июня вечером Узбекистан объявил о приостановке членства в ГУУАМ из-за политизации этой организации и различий в позициях ее членов.

“Мы… считаем, что членство в ГУУАМ поможет укрепить позиции Узбекистана как регионального лидера, и мы надеемся, что правительство Узбекистана пересмотрит это решение”, – говорится в сообщении госдепартамента США. “Хотя организация… пока не реализовала полностью свой потенциал, мы продолжаем верить, что это жизнеспособная и подающая надежды инициатива, которая может укрепить связи и усилить взаимодействие между ее членами”, – сообщил госдепартамент США.

Официально свое решение Ташкент объяснил тем, что эта организация не оправдала его ожиданий. Однако истинная причина видится в другом. Ведь с самого начала антитеррористической кампании Узбекистан надеялся разрешить все свои проблемы исключительно при помощи США.

И очевидно, заявление госдепа США привело правящие круги Ташкента в некоторое замешательство. Как теперь становится ясно, США вовсе не собирались ставить крест на таком объединении государств (относительно прозападной ориентации), как ГУУАМ. Эта организация была создана в 1997 году как стратегический союз четырех государств (Узбекистан присоединился к ней два года спустя). И если ее формальной целью было усиление политического и экономического взаимодействия между государствами-членами, на самом деле страны ГУУАМ объединились, чтобы вместе освободиться от российского влияния.

Во многом в противовес ГУУАМ Москва инициировала создание Евро-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда помимо России вошли Беларуси, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан (Армения, формально не участвуя в ЕврАзЭС, также примыкает к нему.)

Потом Россия предприняла еще один шаг по расшатыванию ГУУАМ, инициировав включение Узбекистана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). И вот теперь Ташкент вообще объявил о своем выходе из ГУУАМ. Однако радоваться Москве нечему. Узбекистан вышел из ГУУАМ не потому, что хочет стать ближе к России. Просто в Узбекистане ошибочно переоценили собственное значение для Америки и решили, что эта организация теперь им не нужна. Ташкент нашел более надежный, как ему показалось, способ оградить себя от влияния Москвы, решив опереться на США. Да к тому же еще и неплохо на этом заработать.

Дрейф Узбекистана в американском направлении стал очевиден сразу же после того, как осенью прошлого года США стали создавать свои военные базы в Средней Азии. Изменение отношения к себе Ташкента Москва почувствовала уже в январе: главу российского МИД приняли там подчеркнуто прохладно.

В марте во время визита президента Узбекистана Ислама Каримова в США две страны подписали декларацию о стратегическом партнерстве, в которой Узбекистан был назван основным стратегическим партнером США в Центральной Азии. Окрыленный таким доверием господин Каримов буквально сразу по возвращении в Ташкент сделал любопытное признание.

По его словам, США сделали для Узбекистана то, что не смогли сделать партнеры по СНГ. Узбекистан и его народ последние пять лет жили под угрозой вооруженного вторжения талибов, и “решающую роль в снятии напряженности на южных рубежах Узбекистана сыграли исключительно США, их решимость и хорошо подготовленные вооруженные силы, а не участники договора о коллективной безопасности в рамках СНГ”, заявил узбекский лидер.

И все же столь резкий разворот нынешнего руководства Узбекистана в сторону США привел к самым неожиданным для него последствиям. 14-го числа прозвучал предупредительный призыв госдепа к официальному Ташкенту, а уже 15 июня, по информации газеты “Коммерсантъ”, высокопоставленный сотрудник американского госдепартамента прямо заявил: несмотря на активное участие Узбекистана в антитеррористической операции, Вашингтон не будет закрывать глаза на нарушения там прав человека.

“Последние демарши официальных кругов США подтверждают предположение, что в основе решения Узбекистана стояла все-таки попытка сбалансировать свою внешнюю политику, – отмечает экс-глава секретариата президента Азербайджана, политолог Эльдар Намазов. – Узбекские власти считают, что после событий 11 сентября они взяли резкий крен в сторону прозападной внешней политики.

А последние шаги России в рамках шанхайской пятерки и создания Евразийского экономического сообщества, видимо, расцениваются узбекской стороной, как намерение включить эту страну в сферу своего безраздельного влияния. Я и раньше говорил, что серьезных аргументов своему выходу из ГУУАМ Узбекистан не представил. Я признаю, что эта страна является одной из ключевых для российской региональной политики наряду с Украиной, Азербайджаном и некоторыми другими государствами постсоветского пространства.

Поэтому я думаю, что, может, своим шагом Узбекистан просто еще больше хочет взвинтить интерес к себе, рассчитывает на большую помощь западной коалиции за предоставление военных баз на своей территории. В любом случае этот процесс, который начался с выхода Узбекистана из ГУУАМ, еще не завершился. Это начало очень интересной борьбы за геополитическое влияние на евразийском пространстве.

Несмотря на призыв госдепа, я думаю, что Узбекистан так быстро своего решения не отменит. Ташкент сегодня начал геополитический торг с целью получить наибольшие дивиденды от занимаемой им позиции. Насколько это Узбекистану удастся, трудно сказать, так как американская сторона демонстрирует, что у нее есть и “пряник”, и “кнут”.

Хотя я думаю, что в целом Узбекистан в своих внешних приоритетах уже определился, и некоторая заминка в вопросе с ГУУАМ не повлияет на общий ход процесса укрепления евроатлантической коалиции в Центральной Азии, он будет продолжаться и иметь далеко идущие последствия”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: