Т.АНСАРИ
Ближневосточная пресса продолжает самым внимательным образом следить за ходом переговоров, которые ведут в Вашингтоне представители США с лидерами курдских группировок, контролирующих ситуацию в Северном Ираке.
Американские официальные лица уже не раз давали понять, что Вашингтон намерен добиться отстранения от власти в Ираке Саддама Хусейна, и ведущую роль в осуществлении этого плана должны сыграть лидеры внутрииракской же оппозиции. И ни для кого не секрет, что курдские группировки в Ираке – это по существу единственная реальная оппозиционная сила.
Все остальные организации, включая наиболее известный и “раскрученный” Иракский национальный конгресс, представляют собой примерно то же самое, что эмигрантские и диссидентские группы в бывшем СССР.
Между тем, как передают ближневосточные масс-медиа, на переговорах в Вашингтоне курдские лидеры заявили, что они не дадут своего согласния на осуществление американской военной акции из Северного Ирака без гарантий, что американцы сохранят свое присутствие в этом регионе с целью защиты курдского населения на необходимый срок.
И напомнили о рейде войск Саддама Хусейна на север Ирака в 1995 году, который был направлен против оперативников ЦРУ и их иракских союзников.
В свою очередь те же региональные масс-медиа со ссылкой на западные дипломатические источники сообщили, что Вашингтон готов предоставить необходимые гарантии, чтобы заручиться поддержкой курдов в ходе операции по свержению Саддама Хусейна. Кроме того, указывается, что курдские лидеры обсуждали в Вашингтоне и такой вопрос, как превращение Ирака в федеративное государство, которое включало бы в себя курдскую автономию на севере страны со столицей в Киркуке, а весь регион включал бы Акру, Бедре, Духок, Эрбиль, Ханекин, Мендели, Сейан, Сулейманию и Зумар, но Турция выступает против этого плана.
Пока что трудно судить, является ли сообщение со ссылкой на неназванные “западные дипломатические источники” реальной информацией о ходе переговоров или же представляет собой “информационную поддержку” иракской “официальной версии”, будто бы Запад всеми силами стремится развалить Ирак как единое государство, и только пребывание у власти Саддама Хусейна не позволяет этому плану осуществиться.
Однако курдская автономия на севере Ирака существовала и во времена Саддама Хусейна. Наконец, Турция, как известно, выступала не против внутреннего переустройства Ирака – тут выражали опасения, что создание независимого курдского государства на севере Ирака может дестабилизировать ситуацию во всем регионе.
Кроме того, в Анкаре говорят и о необходимости гарантий прав туркманов, или иракских тюрок. Так что, если сам факт переговоров с курдскими лидерами в Вашингтоне никем не отрицается, то вот раскрытое ближневосточными СМИ их содержание явно вызывает сомнения.
Кроме того, очевидно, что и само курдское движение не представляет собой монолитного образования, и для американских дипломатов непростой задачей остается и политический климат в самой курдской среде. После того, как турецким спецслужбам удалось лишить серьезного влияния в регионе ПКК, главной проблемой для Запада остается “Патриотический фронт Курдистана” во главе с Джалалом ат-Талабани, находящийся под сильным иранским влиянием.
Так что и здесь возможны сюрпризы. Словом, без “курдской карты” в Ираке явно не обойтись, но Северный Ирак перенасыщен сверх всякой меры политическими “минами замедленного действия”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год