Н.ГУЛИЕВА, Р.НАСИРОВ
В Азербайджане не принято пользоваться услугами банков для осуществления обычных операций купли-продажи. Квартиры, машины, дорогая домашняя утварь – за все это местное население предпочитает рассчитываться наличными купюрами, а не через банковский счет.
Предприниматели также предпочитают большую часть своих сделок закреплять “живыми” деньгами, в провинциях же таким образом осуществляются 99% всех финансовых операций.
В результате, по оценкам независимых экспертов, ежегодный объем теневого бизнеса в Азербайджане достигает примерно 1 млрд. долларов, т.е. размеров доходной части госбюджета страны.
При этом объемы утечки капитала за рубеж даже превышают 1,5 млрд. долларов в год. Кстати, многие экономисты предупреждают, что эта цифра, при более дотошном исследовании ситуации, может значительно возрасти.
Проблема теневого капитала и оттока “левых” денег за рубеж поднималась экономистами не раз, причем серьезность положения признавали и правительственные чиновники. Но так или иначе, на сегодняшний день ни одно из экономических ведомств Азербайджана не занимается исследованиями объема теневого бизнеса и “левого” оттока капитала за пределы страны. В России, к примеру, как известно, в 2000 году подобные расчеты проводил Центробанк, выявивший, что за один этот год из РФ было выведено 1,1 млн. долларов. Но впоследствии обновлять эти данные в России почему-то перестали.
В Азербайджане же, по словам главы правления Национального банка Эльмана Рустамова, подобные исследования проводить весьма сложно, поскольку отсутствует методология расчетов.
Тем не менее финансисты выяснили, что основная причина отказа бизнесменов работать через банки заключается в нежелании “высвечивать” свой реальный капитал и платить налоги. Кроме того, по его словам, в случае обнаружения фискальными службами каких-либо нарушений в области выплаты налогов применяется такой прием, как “поставить распоряжение на банковские счета”.
Это довольно действенная мера пресечения уклонений от налогообложения, но, думается, перспектива блокировки счетов предпринимателей также особо не радует. Что касается мнений о том, что объем теневого бизнеса в нашей стране достигает 1 млрд. долларов, а оттока – 1,5 млрд. долларов, то и Э.Рустамов, и министр налогов Фазиль Мамедов отметили, что согласятся с этим, если только “те, кто проводил подобные расчеты, представят нам реальные факты и методологию исчисления”.
“Все эти выводы немного политизированы”, – считает Э.Рустамов. Ф.Мамедов же, в свою очередь, напомнил, что НБА имеет право отобрать лицензию и закрыть любой коммерческий банк, который занимается переводом “левых” денег за рубеж. “Особенно после прошлогодних сентябрьских событий в США мы следим за этим очень внимательно”, – отметил Э.Рустамов.
Но, по его словам, есть необходимость в разработке специальной методологии подсчета объема теневого бизнеса и оттока капитала. “Правда, я даже не знаю, как это сделать, так как все эти действия незаконны. А как можно разработать методологию беззакония?”. Вместе с тем, как отмечают эксперты, существуют пути снижения объемов теневого капитала в Азербайджане.
По мнению экономиста Захида Мамедова, прежде всего для этого следует либерализовать налоговый режим, сделать его более “доступным” для предпринимателей.
Во-вторых, предотвращать коррупцию и незаконные операции по купле-продаже. Богатство в Азербайджане многими нажито путем незаконной продажи госимущества или его приватизации, считает З.Мамедов. В принципе, это уже большим секретом для чиновников не является.
Теперь, по мнению экономиста, пришло время “амнистировать” эти доходы, то есть государство должно объявить о том, что лица, добровольно “открывшие” свой капитал, освобождаются от судебного преследования.
Кстати, отметим, что с подобным предложением уже года 2 тому назад выступал и тогдашний заместитель министра экономики Октай Ахвердиев, но до сир оно не нашло должной поддержки у правительства. По мнению же З.Мамедова, это предложение должно исходить от самого президента страны Гейдара Алиева, который специальным указом должен определить сроки этой “амнистии” и выступить гарантом защиты капитала предпринимателей.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год