Украина не заметила ухода Узбекистана

Р.ОРУДЖЕВ

Как уже сообщало “Эхо” во вчерашнем номере, Узбекистан заявил о своем намерении выйти их объединения ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова).

Утром 14 июня министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Комилов разъяснил некоторые причины, заставившие Ташкент пойти на такой шаг. “Узбекистан приостановил свое членство в региональной организации ГУУАМ из-за политизации этого формирования и различия в позициях ее членов – Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавы”, – сказал глава МИД Узбекистана.

“Первоначально организация ГУАМ была создана в 1998 году для сближения в транспортной и энергетической сферах, а в 1999 году к ней присоединился Узбекистан – и региональное объединение переименовали в ГУУАМ. Мы приостановили участие в мероприятиях ГУУАМ, которые проводятся на данном этапе, потому что мы с самого начала исходили из того, что для нас наиболее важным является экономическое измерение в этой межгосударственной организации.

Практика показала, что прежде чем реализовывать проекты такого межрегионального характера и говорить о серьезной интеграции, надо решить ряд очень важных вопросов внутригосударственного и межгосударственного характера”, – добавил узбекистанский министр.

В то же время Комилов подчеркнул, что у Узбекистана “достаточно высокий уровень двусторонних отношений практически со всеми этими государствами” и Ташкент не отказывается от дальнейшей интеграции с Украиной, Азербайджаном, Грузией и Молдовой. Напомним, Узбекистан с середины 90-х отказался участвовать в политических и военных блоках и предпочел развитие отношений со странами СНГ исключительно на двусторонней основе.

В 1999 году Ташкент вышел из Договора о коллективной безопасности, куда входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения, а в 2000 году присоединился к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Отвечая на вопрос о дальнейшем пребывании Узбекистана в ШОС после присоединения Ташкента к антитеррористической коалиции во главе с США в Афганистане, Комилов отметил: “С ШОС все идет нормально”. Как стало известно, первым официальным лицом Азербайджана, получившим извещение узбекского правительства 13 июня, стал наш посол в Ташкенте, г-н Азимбеков, которого вызвали для этой цели в МИД Узбекистана.

К сожалению, в предыдущем номере “Эхо” была допущена неточность – мы сообщили, что посол Узбекистана Абдулгафур Абдулрахманов побывал в МИД-е Азербайджана, где вручил ноту о выходе своей страны из ГУУАМ. Любопытна реакция стран-членов ГУУАМ. “Кучма не заметил потери узбекского бойца во взводе ГУУАМ”, так озаглавлено сообщение “Интерфакс-Украина” о реакции на происшедшее президента Украины. Леонид Кучма не удивлен выходом Узбекистана из объединения ГУУАМ. Он отметил, что объединение ГУУАМ основывалось с целью создания транспортного коридора, подчеркнув, что оно “в будущем обязательно будет играть эту роль”.

“Мы никого особенно не приглашали вступать или не вступать (в ГУУАМ. – Ред.). Та цель, которую преследует этот союз, не предусматривает большого количества стран (участников объединения)”, – сказал Л.Кучма.

Мысль Кучмы развил министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко. Он уверен, что с выходом Узбекистана из ГУУАМ организация не развалится, а станет еще более сплоченной, “не отягощенной пассивностью некоторых членов и сможет выполнять задачи, определенные уставными документами этого объединения”. А.Зленко согласился с мнением президента Украины о том, что “ничего неожиданного” в связи с выходом Узбекистана из ГУУАМ не произошло.

Министр напомнил, что ГУУАМ организовывался для транзита энергоносителей и создания транспортных путей в рамках объединения, а Узбекистан в определенной мере географически удален от тех транспортных магистралей, которые планируется создать в рамках объединения. Узбекистан сегодня “решает свои вопросы за счет других объединений субрегионального характера”, которые дают больше возможностей для реализации интересов этой страны, добавил он.

Вопрос о проведении будущего саммита будет обсужден в скором времени на встрече министров иностранных дел стран ГУУАМ в Баку (Азербайджан).

В отличие от Киева, официальный Тбилиси, судя по всему, несколько обеспокоен решением Узбекистана. Как передает “Интерфакс”, Грузия готова обсудить с Узбекистаном любые проблемы, связанные с деятельностью ГУУАМ, вызвавшие решение Ташкента выйти из этого объединения. Об этом сообщил директор департамента МИД Грузии по связям с общественностью и информации Каха Сихарулидзе на брифинге в Тбилиси в пятницу.

В Москве же считают, что решение Ташкента о выходе из региональной организации ГУУАМ является “суверенным делом Узбекистана”. Об этом, отвечая на вопрос РИА “Новости”, заявил в пятницу официальный представитель МИД России Александр Яковенко. Вместе с тем, по мнению российских экспертов, жизнь показывает, что “на пространстве СНГ есть более перспективные структуры международного государственного сотрудничества”.

Вчера свое мнение выразил и министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, который заявил, что выход из ГУУАМ – право Узбекистана, и если у Ташкента есть какие-то проблемы в связи с участием в этой организации, то азербайджанская сторона готова к их обсуждению.

Для “Эхо” вчерашний демарш Ташкента прокомментировал экс-глава секретариата президента Азербайджана, политолог Эльдар Намазов. – Мне кажется, что каких-либо аргументированных объяснений причин выхода Узбекистана или приостановления членства этой страны в ГУУАМ, мы не услышали. Узбекистан является членом десятков международных организаций, причем участие во многих из них является номинальным.

В такой же ситуации находятся и Азербайджан, и Украина, и другие страны, которые входят в ГУУАМ. Можно сказать, что многие международные организации, такие, к примеру, как “Черноморское экономическое сообщество”, еще не проявили себя в должной мере как сильные и эффективно действующие. Я думаю, что здесь есть иная, более серьезная подоплека, которую узбекская сторона решила пока не обнародовать.

Среди аргументов, которые были приведены официальным Ташкентом, нет таких, которые обосновывали бы необходимость для Узбекистана выйти из ГУУАМ. Трудно судить об истинных причинах этого поступка, но можно сказать, что по тем причинам, которые называются, Узбекистан с успехом мог бы выйти еще из десятка международных организаций.

Тут я бы обратил внимание на то, что Узбекистан несколько обособленно выступал и во время последней встречи Шанхайской пятерки в Петербурге. Заявления Ташкента и там вызвали некоторое удивление у участников ШОС. Мне кажется, что Узбекистан сегодня находится в сложной геополитической ситуации. Он принял самое активное участие в антитеррористической кампании. Сегодня на его территории находится большая часть войск западной коалиции. Я думаю, что Узбекистан пытается предпринять какие-то шаги по сбалансированию своего внешнеполитического курса.

Но в любом случае, я считаю, что организация ГУУАМ (учредителем которой, кстати, Узбекистан не выступал) имеет достаточные перспективы, поскольку основной идеей ее было как раз-таки экономическое партнерство, а также транспортировка ресурсов из Каспийского региона и Средней Азии в страны Европы и на международные рынки.

Так как этот процесс сегодня набирает силу и пользуется поддержкой крупнейших западных государств, США и международных организаций, думаю, что ГУАМ имеет достаточно хорошие перспективы. Другое дело, что в связи с внутриполитической ситуацией на Украине, в Молдове, в Азербайджане ГУАМ еще переживает процесс организационного строительства, и это надо признать.

Но я думаю, что в связи с происшедшим другие участники ГУАМ должны серьезно взяться за организацию более периодических саммитов и реализацию тех экономических проектов, которые легли в основу идеи создания ГУУАМ”. Нельзя сказать, что заявления о неэффективности ГУУАМ прозвучали в первый раз, считают украинские СМИ. В той или иной степени эта тема поднимается уже не один год.

Более того, пионером по исходу из ГУУАМа стал не Узбекистан, а Молдова. Кишинев в прошлом году недвусмысленно дал понять, что настроен покинуть организацию. Однако после того, как президента Воронина убедили в том, что ГУУАМ ни в коей мере не противоречит СНГ, Молдова осталась в организации. Но ГУУАМ превратился в ГУАМ. Первым из нее вышел пришедший последним (в 1999 году) Узбекистан.

Кто следующий?

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: