“…впервые договорились о сотрудничество на Ю.Кавказе”

Шахин АББАСОВ

Политики и политологи в Азербайджане до сих пор не могут внятно объяснить, что означает фраза “президенты впервые договорились о сотрудничестве на Южном Кавказе”, сказанная по окончании московского саммита Джорджа Буша и Владимира Путина. Удивительно оптимистично комментировал итоги встречи лидеров США и РФ и Гейдар Алиев, подчеркнув, что московские договоренности положительно отразятся на урегулировании карабахского конфликта. Правда, на некоторые соображения наталкивает цепочка фактов, произошедших в регионе в последние несколько недель.

Итак, на этой неделе в прессе было опубликовано сообщение о секретном визите в Баку замначальника управления МИД Турции Эртана Тезгора, который 17 июня в одном из городов Европы должен провести очередной раунд переговоров с высокопоставленным представителем МИД Армении Кареном Мирзояном. Они, по данным турецкой прессы, будут готовить встречу глав внешнеполитических ведомств своих стран. В отличие от Рейкьявика, эта встреча пройдет без участия главы МИД Азербайджана Вилаята Гулиева. И Турция, и Армения как-то неожиданно скорректировали политику, которую обе страны проводили все последние годы.

Турция нарушает декларировавшиеся ею 4 условия – Армения должна освободить оккупированные территории Карабаха; должен открыться коридор сообщения между Нахчываном и Азербайджаном; Армения должна отказаться от территориальных претензий к Турции, которые нашли отражение в Конституции РА; Армения должна прекратить кампанию по навязыванию всему миру надуманного “геноцида армян”. Правительство Армении тоже почему-то забыло о требовании к Турции “сначала признать “геноцид армян” и пошло на закрытые контакты, рискуя навлечь на себя критику оппозиции и мощной диаспоры.

В тот же день в турецкой прессе появились сообщения о визите в Грузию начальника генштаба вооруженных сил Турции Гусейна Кыврыкоглу. Не менее удивительны заявления, сделанные Кыврыкоглу в Тбилиси. “Опасность осталась в прошлом”, – сказал глава турецкой армии, подчеркнув, что между Россией и Турцией складываются нормальные отношения. Более того, турецкий генерал заявил, что решение вопроса о выводе российских военных баз из Грузии – прерогатива Тбилиси и Москвы.

Поражает, насколько резко изменилась позиция Анкары в этом вопросе. Совсем недавно турецкий официоз выражал беспокойство даже по поводу подписания соглашения о статусе Габалинской РЛС. О российских базах в Грузии и говорить не приходится – Турция однозначно настаивала на выполнении решений Стамбульского саммита ОБСЕ. А на прошлой неделе Кыврыкоглу вообще прилетел в Москву со срочным, “незапланированным” рабочим визитом. Официальная версия поездки – переговоры по поводу тендера на поставку в Турцию 130 боевых вертолетов. Вряд ли тендер на поставку вертолетов – это уровень главы генштаба. С этой задачей вполне по силам справиться и начальнику отдела. Так нет, летит сам генерал Кыврыкоглу, причем со срочным и незапланированным визитом. А затем приезжает в Тбилиси, где говорит, что “опасность в прошлом”, и выступает, по сути, с пророссийским заявлением.

В общем, складывается ощущение, что ситуация в регионе серьезно меняется. Процесс, судя по всему, начался с событий 11 сентября и продолжает развиваться. Что же заставило Турцию и Армению легко и, главное, неожиданно отступить от своих позиций, еще вчера казавшихся незыблемыми? Единственное объяснение – сильное давление супердержав: США на Турцию, России – на Армению. Судя по всему, эти страны толкают врагов к примирению, причем, как ни странно, это выгодно уже не только США, но и России. Параллельно с этим Турция и Россия демонстрируют, что совсем скоро могут стать чуть ли не стратегическими союзниками.

Но что США предложили всем этим странам в обмен на их отказ от прежних стереотипов? Масштабы изменений показывают, что дивиденды для Турции и России – намного ценнее, чем то, что они имели от многолетнего, по сути, бесполезного соперничества друг с другом в регионе. Анкара мечтает о вступлении в Евросоюз и, возможно, при обещанной ей жесткой поддержке Вашингтона добьется этого. Россия же вовсе входит в “двадцадку” и в течение нескольких месяцев из врага превращается в лучшего друга и партнера НАТО.

Остальное – вступление в ВТО, отмена поправки Джексона-Вэника, признание Евросоюзом России страной с рыночной экономикой, уже анонсируется. Что может быть предложено другим странам региона? В Армении грядут президентские выборы и уровень “популярности” Роберта Кочаряна ярче всего демонстрирует, что для сохранения своего поста он будет остро нуждаться в поддержке, как Запада, так и России. Примерно то же – поддержка преемника плюс гарантия реализации проектов Баку – Тбилиси – Джейхан и Баку – Тбилиси – Эрзурум – может быть предложено и Гейдару Алиеву. Теперь главный вопрос: зачем Вашингтону так срочно понадобилось стабилизировать ситуацию в регионе? Антитеррористическая операция в Афганистане тут ни при чем – эта задача уже решена. Судя по материалам западной прессы, сегодня у американцев уже другая проблема – Саддам Хусейн. Следующая военная акция пройдет против Ирака.

И именно об этом, судя по всему, говорили Путин и Буш на саммите в Москве. Проводить операцию с юга уже не получится – Саудовская Аравия и весь арабский мир, в отличие от 1991 года, вряд ли поддержат войну против Ирака. Остается север – Турция и расположенные рядом страны Южного Кавказа. Не с этой ли целью американцы, как об этом сообщают СМИ, планируют модернизировать несколько военных аэродромов в регионе?

Но проводить серьезную военную акцию в условиях, когда в самом регионе в любой момент может возобновиться война, как минимум, – недальновидно. Следовательно, если все мои размышления не простая фантазия, Соединенные Штаты будут оказывать сильнейшее давление на президентов Азербайджана и Армении, требуя скорейшего решения карабахского конфликта и разблокирования коммуникаций в регионе. И, что самое важное, американцев поддержат и русские, и турки. Кстати, на днях сопредседатели проводят встречу в Лиссабоне, а в настоящее время идет подготовка к очередной встрече Алиева и Кочаряна…

И еще, но уже чисто интуитивно. Если все это действительно так, то в ближайшее время и в Ереване, и в Баку стоит ожидать любых провокаций. Однажды такое уже было – перед Стамбульским саммитом ОБСЕ в 1999 году, когда урегулирование карабахского конфликта казалось очень скорым, в Армении был растрелян парламент.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: