В Азербайджан пришло 80 писем от “жителей Вены”

Х.ИСМАЙЛОВА

После того, как было принято решение о перерегистрации религиозных организаций, президенту Азербайджана было направлено более 80 писем от жителей Вены, в которых выражалось беспокойство по поводу нарушения свободы вероисповедания, и, в частности, перерегистрации религиозных организаций.

Также было указано, что, якобы, глава Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев обладает неограниченной властью и оказывает давление на процесс перерегистрации.

Письма, как и положено, были направлены Рафику Алиеву, он, в свою очередь изучив их, ответил на некоторые. Однако через несколько дней в Посольство Азербайджана в Вене обратилась жительница этого города Анна Мадер, выражая свое удивление по поводу полученного от Рафика Алиева письма.

Она сказала, что до этого письма и не знала о существовании такой страны, как Азербайджан, тем более не могла беспокоиться о якобы имевших место случаях ограничения свободы вероисповедания.

То есть, Анна Мадер этого письма не писала, как и обратившиеся в наше представительство в Вене другие австрийцы. Следовательно, кто-то за них данные письма сочинял. “Этим и объясняется то, что большинство писем было написано в одном и том же стиле, с одними и теми же орфографическими ошибками”, – говорит глава госкомитета Рафик Алиев. Он, вполне оправданно, не исключает и роли армян в этих фальсификациях, рассчитанных на резонанс, естественно, бьющий по имиджу нашей страны.

Несомненно, что представления о толерантности в Азербайджане, которую, между прочим, высоко оценил сам Папа римский во время визита в Баку, могут претерпеть нежелательные изменения благодаря” такого рода провокациям. Отметим, что вопрос ограничения свободы вероисповедания был обсужден и в ходе 15-дневного визита Рафика Алиева в США по приглашению госдепа. За это время им было проведено более 25 встреч, в том числе конгрессе, госдепартаменте, в различных университетах и т.д.

– Во время встреч в Бюро демократии и прав человека госдепартамента США мы обсудили вопросы, касающиеся свободы убеждения в Азербайджане и пришли к выводу, что вся информация, которая подается различными структурами – правозащитниками о якобы имевшихся нарушениях в этой сфере, будет сверяться с госкомитетом, прежде чем попадет в доклад. Мы были единодушны во мнении, что право на убеждение – одно из основных прав человека, оно должно быть обеспечено в рамках законодательства стран, присоединившихся к Декларации о правах человека и другим международным конвенциям.

Мы за соблюдение всех прав человека, но при этом не должен нарушаться закон. Закон – один, религий – много, поэтому подделывать его под все религии невозможно ни в США, ни в Европе, ни в Азербайджане. Наше обсуждение имело большое значение. Это был первый визит официального лица, в ходе которого обсуждались вопросы религии и свободы вероисповедания. В конгрессе США мы также провели встречи в Комитете по правам человека, входящем в хельсинкскую комиссию.

Во встрече участвовали руководитель этой комиссии Рон Макнамара, представители администрации конгресса и некоторые конгрессмены, входящие в комиссию по правам человека. Также были организованы встречи в Джорджтаунском, Колумбийском, Мерилендском университетах, в Университете Дюк, в Католическом университете, в Вашингтонском центре ислама, Американском исламском совете, Международной ассоциации религиозной свободы, в медресе, с правозащитными организациями.

– Есть ли в США проблемы с ограничением свободы вероисповедания и резко ли отличается ситуация в Азербайджане от западных стран?

– Есть кое-какие проблемы. Однако правозащитные и религиозные организации поднимают их на уровне государства, выступают с исками в суде и решаются эти вопросы в интересах закона. 18-я статья конституции Азербайджана гласит, что религия отделена от государства. В то же время в Конституции говорится, что все равны перед законом. Верховенство одной религии над другими не допускается ни в США, ни в Азербайджане. Хотя в некоторых странах Западной Европы, в том числе Австрии, Германии, такое наблюдается.

В этих странах ограничений для регистрации религиозных общин или организаций гораздо больше, чем в Азербайджане. Например, в Австрии люди, принадлежащие к той или иной религии, должны составлять больше, чем 2% населения, для того, чтобы эта община или организация была зарегистрирована. В некоторых странах той же Западной Европы нужно ждать 15 лет, чтобы зарегистрировать общину. Во Франции, Великобритании, в странах Балтии больше ограничений свободы вероисповедания, чем в Азербайджане. Например, в Азербайджане срок регистрации – 1 месяц после подачи документов.

– Было ли указано во время встреч в госдепартаменте на нарушения права на свободу вероисповедания в Азербайджане, отразившиеся в докладах госдепа США?

– Во время обсуждения затрагивались весьма щепетильные вопросы, но этот обмен мнениями был очень полезен. Мы продолжим такое обсуждение и в будущем. Уже запланировано провести в Азербайджане семинар совместно с Институтом Кавказа и Средней Азии при госдепартаменте.

Кроме того, существует предварительная договоренность о сотрудничестве с Университетом Дюк. Кроме того, мы, как госструктура, собираемся включиться в электронную сеть организаций, защищающих права на свободу вероисповедания во всем мире. Это поможет предотвратить и дезинформацию международного сообщества, которая, к сожалению, происходит. На самом деле некоторые организации, подающие информацию о правонарушениях в Азербайджане, иногда преднамеренно искажают факты. В этом мы убеждались не раз. Подтверждением может служить и конкретный случай с письмами из Австрии.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: