“Или” – Союз разделительный

Эльмира АХУНДОВА, публицист

Сегодня россияне отмечают 11-ю годовщину со дня принятия Декларации о государственном суверенитете РФ. В преддверии этой даты состоялся довольно символический визит в Санкт-Петербург президента Азербайджана, который вместе с президентом России участвовал в церемонии открытия памятника великому азербайджанскому поэту Низами Гянджеви.

Там же, в северной столице России, состоялось вручение Гейдару Алиеву не менее символичной премии имени Андрея Первозванного за вклад в развитие диалога между цивилизациями.

А после всего Алиев общался со своими соотечественниками – азербайджанскими “петербуржцами”, которые уже много лет живут и работают в России, как правило, достигли солидных высот в науке, бизнесе, здравоохранении и отнюдь не ощущают себя в этой стране бесправными пасынками.

Общаясь с Гейдаром Алиевым, эти люди не пытались ему понравиться, польстить, не плакались в жилетку, рассказывая о своих проблемах, они просто говорили ему искреннее спасибо за то, что, вопреки всем мрачным прогнозам, паническим советам и провокационным предложениям ультрарадикальных политиков, сумел сохранить нормальный, цивилизованный уровень межгосударственных и что еще важнее, межчеловеческих отношений между Азербайджаном и Россией.

Последнее особенно важно, если учесть, какое огромное количество наших соотечественников проживает на бескрайних российских просторах. За минувшие десять лет отношения между двумя независимыми государствами не единожды подходили к критической черте, напоминая эпизоды времен “холодной войны” между СССР и Западом. При этом рецепты выхода из кризисной ситуации предлагались порой диаметрально противоположные.

Помнится, когда обнаружилась некрасивая история с незаконными поставками российского вооружения Армении, из штаб-квартир оппозиционных партий в адрес руководства республики полетели категорические заявления: выйти из состава СНГ, отказаться от посреднической миссии России в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ и так далее, и тому подобное.

Экстремальная ситуация сложилась и в 1994 году, когда, под предлогом начала боевых действий на Северном Кавказе, ельцинское руководство приняло решение заблокировать транспортные коммуникации Азербайджана, лишив его “дороги жизни” – трассы Ростов-Баку, а также железнодорожного и морского сообщения. Тогда многим казалось, что мы не выдержим, пойдем на поклон к северному соседу и примем его условия, главными из которых были возвращение в Азербайджан военных баз России и признание российской точки зрения на проблему статуса Каспийского моря.

В то время даже высокие чиновники из коридоров власти, потеряв свою обычную осторожность, высказывали предположения о том, что блокада транспортных коммуникаций Азербайджана со стороны России предпринята именно с этой целью. Понадобилась вся сила дипломатического мастерства и политической дальновидности президента Алиева, чтобы решить эту головоломку. Я знаю, что в тот трудный для страны период многие, в том числе и из окружения президента, дрогнули. Кое-кто даже запаниковал, склоняясь к тому, что надо принять условия России, пойти на компромисс в каких-то вопросах.

Ну, хотя бы согласиться на совместную охрану внешних границ, как того страстно добивались российские силовые структуры. В отношении статуса Каспия тоже мало кто и в стране и за ее пределами верил, что Россия отступит от своих позиций и согласится с принципом деления дна моря на национальные сектора.

Однако гибкая политика нынешнего президента, который предоставил России долю во всех крупных нефтяных проектах и пустил “первую” нефть по северному маршруту, в конце концов привела к тому, что Россия приняла точку зрения азербайджанской стороны, а Путин и Алиев скрепили достигнутые договоренности своими подписями.

Кое-кто из оппонентов Алиева внутри страны называет сбалансированную политику в отношении России политикой уступок и требует от президента Азербайджана более четко определиться в своих внешнеполитических ориентирах. Вопрос ставится категорично: или Россия, или США (Запад).

Однако сегодня наиболее прагматичная часть азербайджанской политической элиты склоняется к мнению о том, что Гейдар Алиев выбрал наиболее оптимальную модель развития внешних связей. Постепенно укрепляя политическое, торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество республики с ведущими странами Запада, заинтересовывая масштабными транспортно-коммуникационными и энергетическими проектами США и ЕС, Азербайджан все эти годы де-факто проводил в жизнь политику ослабления политической и экономической зависимости от России.

Однако проводил продуманно и осторожно. Без резких “телодвижений”, без ультиматумов и хлопанья дверьми. В результате – не сразу, исподволь, постепенно – Азербайджан стал для России тем геополитическим фактором, с которым она вынуждена считаться и мнением которого не может более пренебрегать.

То есть Гейдару Алиеву удалось задействовать механизм альтернативности по самым различным направлениям и добиться весьма впечатляющих результатов. Конечно, следует отдать должное политической воле Владимира Путина, который буквально с первых дней и месяцев своего руководства страной поменял приоритеты во взаимоотношениях с Азербайджаном.

Вот и на сей раз в Санкт-Петербурге президент России вновь продемонстрировал подчеркнуто уважительное отношение к главе азербайджанского государства. А путинская фраза о том, что россияне относятся “к азербайджанским братьям как к близким родственникам”, моментально стала крылатой в устах многотысячной азербайджанской диаспоры.

Ведь не секрет, что от подобных слов и выражений, из уст первых лиц государства, во многом зависит то, как относятся к нашим соотечественникам и их проблемам на низовых уровнях чиновничье-бюрократического аппарата.

Словом, мне лично представляется, что время разделительных союзов “или” в определении внешнеполитических приоритетов любой страны, будь то маленький Азербайджан или великая Россия, слава Богу, кончилось. Их пора заменять соединительными союзами “и”.

А вообще, по-моему, здорово, что десятилетие установления дипотношений Азербайджан и Россия ознаменовали не возведением пограничных и визовых столбов, а открытием в своих столицах памятников двум великим гражданам мира – Александру Пушкину и Низами Гянджеви. Эти монументы – лучший ответ на самые грозные вызовы современности.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: