Ближний Восток: сила по-прежнем в цене

НУРАНИ

19 апреля в Израиле отметили День Холокоста – день памяти шести миллионов евреев, ставших жертвами гитлеровского геноцида. В полдень жизнь в стране замерла – наступила минута молчания. Но в то время, пока в Израиле отмечали День Холокоста, обстрелу подверглись еврейские поселения Ацмона и Мораг в секторе газа. В ночь с 19 на 20 апреля обстреляли израильский киббуц Нир Оз.

Это не значит, что о Дне Холокоста в арабской среде забыли. Все серьезнее. Агентство “MigNews” сообщило, что 22 апреля в Иордании пройдет научная конференция “Лживый Холокост”, где намерены поставить под сомнение факт гитлеровского геноцида евреев. Нечто подобное предполагалось провести и в Ливане, но власти этой страны согласия на это не дали. В Иордании, некогда игравшей “первую скрипку” в ближневосточном мирном процессе, рассудили по-иному.

Постепенное сползание палестинской идеологии к антисемитизму и сближению с нацизмом до сих пор остается в мире “запретной темой”. Между тем число пугающих фактов растет. На палестинских баррикадах уже появлялись знамена со свастикой. Во время последних волнений арабских эмигрантов в Европе, выступивших в поддержку “палестинской интифады”, были сожжены синагоги – такого в Европе не происходило со времен гитлеровского Холокоста.

Можно вспомнить, как во время своего паломничества в Мекку палестинский лидер в момент традиционного ритуала – побивания камнями сатаны – бросил шесть камней вместо положенных семи, заявив, что в его положении не следует окончательно порывать даже с дьяволом. И все это происходит после семи с лишним лет мирного процесса.

Увы, как показывает анализ последних событий на Ближнем Востоке, тут все по-прежнему определяется “логикой противостояния”. Хотя, на первый взгляд, стороны берут курс на разблокирование ситуации. Израильские войска сворачивают блок-посты, делившие сектор Газа на три части. По некоторым сообщениям, речь идет и о снятии блокады с сектора Газа.

Складывается впечатление, что тут не последнюю роль сыграла международная реакция. В частности, агентство “MIGnews” указывает, что в скором времени Евросоюз может рассмотреть вопрос о прекращении действия “временного” соглашения с Израилем о торгово-экономическом сотрудничестве, срок действия которого – 10 месяцев. Израильские аналитики указывают, что аналогичные договоры действуют у ЕС с арабскими странами – соседями Израиля, но их поведение европейцев вполне устраивает.

Однако, если анализ того, что происходит, если можно так выразиться, в военно-стратегической сфере, создает впечатление снижения напряженности, то ситуация в дипломатии иная. Министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази в телефонном разговоре с Хавьером Соланой, генеральным секретарем Совета ЕС и верховным представителем ЕС по внешней и оборонной политике, призвал Европейский союз принять меры против “эскалации конфликта” и заявил, что Израиль своими действиями бросает вызов всему мусульманскому миру. И заявил, что Иран готов взять на себя роль посредника. Правда, как это будет на практике, если Тегеран выступает против мирного процесса на Ближнем Востоке, непонятно.

20 апреля стали поступать сообщения, что президент Сирии Башар аль-Ассад призвал президента США Джорджа Буша квалифицировать действия Израиля как агрессию. В США, однако, предпочитают предпринимать усилия, чтобы снизить сирийско-израильскую напряженность, однако насколько успешной окажется эта попытка, еще неясно. Во всяком случае, как указывает “Нью-Йорк таймс”, в США всерьез рассматривается вопрос о выводе американских миротворцев с Синайского полуострова, то есть с линии соприкосновения израильских и египетских войск.

В Израиле в ночь с 19 на 20 апреля состоялась встреча Шимона Переса, премьер-министра Израиля, и Саиба Ариката, ответственного в палестинской национальной администрации за переговоры с Израилем. Ни о содержании переговоров, ни о месте встречи не говорится, однако это сообщение вселяет надежду на продолжение диалога. Одновременно, согласно сообщениям масс-медиа, Ясир Арафат отдал приказ подразделениям палестинских сил безопасности прекратить минометные обстрелы израильских поселений.

И, пожалуй, наиболее трагичным в нынешнем развитии событий является, как ни парадоксально, именно это решение палестинской стороны. В самом деле, воодушевленные столь явной поддержкой мирового сообщества, сторонники Арафата вполне могли бы действовать так, как и в течение последних месяцев, если не лет, и “достойно ответить” на израильский обстрел. Вполне вероятно, что даже в этом случае симпатии мирового сообщества были бы на их стороне.

Нынешняя ситуация на Ближнем Востоке, когда в Тель-Авиве с силу “политических причин” не могли пустить в ход свою военную мощь, а палестинские лидеры имели возможность давить на Израиль и требовать от него все новых уступок, утверждая, что они не могут сдержать волны насилия на Ближнем Востоке, создавала для палестинского руководства идеальные условия.

Однако последние обстрелы Газы и удары по сирийским радарам в Ливане продемонстрировали, что в Израиле в случае продолжения палестинской “второй интифады” не остановятся перед применением военной силы. А так как расклад сил на Ближнем Востоке давно известен, и очередная “арабо-израильская” война ничего хорошего ни Арафату, ни Башару аль-Ассаду не обещает, то тут предпочли не провоцировать ситуацию.

Таким образом, многомесячные увещевания посредников ни к чему не приводили, и результативным, увы, оказался “жесткий вариант”. А это значит, что нынешняя вспышка боевых действий на Ближнем Востоке – увы, не последняя, и политические механизмы тут по-прежнему “не проходят”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год