А.МОЛЛАЗАДЕ
Испанская газета “Вангардия” опубликовала сообщение о поездке лидера антиталибской коалиции Ахмад Шах Масуда в Москву. Автор статьи Рафаэль Поч делает следующий прогноз – в ближайшее время в Афганистане, возможно, сформируется антиталибский блок, который весной-летом этого года может начать наступление против “Талибан”. Напомним, что движение на сегодняшний день контролирует 90% территории страны.
“В ходе тайного визита в Москву лидер военной афганской оппозиции Ахмад Шах Масуд вновь заручился поддержкой России. В этом месяце руководитель антиталибской группировки посетил Москву, где провел переговоры – по всей видимости, успешные – с высокопоставленными представителями военных и российских политиков”, – пишет “Вангардия”. Об этом газете сообщили хорошо информированные афганские источники в российской столице.
“Визит, проходивший в обстановке секретности (о нем ничего не сообщали ни пресса, ни афганское посольство в Москве), по-видимому, позволил Масуду получить необходимые средства для вероятного наступления именно сейчас, когда после таяния льдов открываются проходы в горах Гиндукуша”, – делает вывод газета.
По мнению автора, есть также признаки реанимации умирающего “Северного альянса” – антиталибской коалиции, основным звеном которой является Масуд. Лидер афганских узбеков Абдель Рашид Дустум, живущий в эмиграции в Турции после военного поражения в конце 90-х годов, тоже посетил Москву и сейчас обсуждает с Масудом возможность заключения союза.
Отметим, что информация о возвращении лидера афганских узбеков в Афганистан появилась сразу в нескольких источниках. По сообщению Би-би-си, о приезде Дустума в Афганистан стало известно из источников, находящихся за пределами Афганистана, но, тем не менее, приближенных к двум командующим.
Позиции, которые занимали войска генерала в прошлом, теперь находятся под контролем талибов, так что он приехал на соседнюю территорию, где действует его бывший соперник – Ахмад Шах Масуд.
Тем не менее, как заверяют сторонники Дустума, он вскоре соберет собственные силы. Это уже происходило раньше, так что, возможно, эти заявления стоит воспринять всерьез. Около четырех лет назад соперник генерала в борьбе за лидерство заключил с талибами сделку, и Дустум потерял свои позиции, но в скором времени ему удалось вновь завоевать доверие войск и оттеснить талибов.
Похоже, что Дустум собирается использовать подконтрольные Масуду северо-восточные территории в качестве плацдарма для возможного наступления в направлении своих бывших баз на северо-западе. Вполне вероятно, что в случае успеха два лидера объединенными силами начнут вытеснять талибов.
Что же касается Масуда, который обычно поддерживал контакты с российской стороной в своей стране или соседнем Таджикистане, то он впервые в своей жизни посетил Москву перед поездкой во Францию, тоже не имеющей прецедента.
“Панширский лев” пользуется необычайно высоким авторитетом во Франции – это результат деятельности парижских афганологов, которые в 80-х годах считали отряды Масуда самыми надежными для западных гостей, посещавших лагеря антисоветских повстанцев.
Испанская газета отмечает, что Масуд, которого приняли в правительстве и пригласили в европарламент, умело воспользовался возмущением, которое на международной арене вызвало разрушение талибами статуй Будды в Афганистане. Он посетил Францию в качестве вице-премьера и министра обороны афганского правительства, до сих пор признаваемого ООН, хотя в действительности такого правительства не существует.
“Масуд осуществляет эффективный контроль над Панширским ущельем, где прошло его детство, и умело руководит боевыми действиями к северу от Кабула. У него довольно натянутые отношения с нынешним номинальным президентом Раббани, который отчасти контролирует восточную провинцию Бадахшан”, – пишет “Вангардия”.
Соглашения с другими командирами группировок, входящих в состав “Северного альянса”, всегда были довольно хрупкими, особенно из-за отсутствия у Масуда денег и военных поставок со стороны России и Ирана. Эта оппозиция контролирует менее 20% территории страны.
В прошлом году, после захвата талибами города Талукан и нескольких стратегических пограничных коридоров, Россия дала понять, что намерена бросить Масуда на произвол судьбы. Талибские дипломаты поддерживали контакты во Франции и Нью-Йорке, а Узбекистан заговорил о возможном соглашении с талибами. В августе в Москве приняли руководителя пакистанских секретных служб генерала Махмуда – сторонника талибов – и заявили ему, что не сбрасывают со счетов возможность переговоров с талибами.
Сейчас, отмечает газета, все переменилось, даже в Узбекистане, где президент Каримов опасается поддержки талибами узбекских исламистов, и вновь начинает оказывать поддержку Дустуму.
Как отмечают многие наблюдатели, Масуд в Европе говорил о возобновлении борьбы – и эта позиция вызвала симпатии. Однако европейские лидеры не готовы пока заявить о более активной поддержке. Без сомнения, они надеются, что возрожденная оппозиция, если и не сможет одолеть “Талибан”, то как минимум вместе с потенциальными зарубежными союзниками заставит талибов начать переговоры, а мирные переговоры – лучшая ставка, чем продолжающийся конфликт.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год