В Азербайджане растет интерес к классической музыке

Д.АЛИ-ЗАДЕ

В Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета недавно состоялась последняя премьера 94-го театрального сезона – опера Дж.Россини “Севильский цирюльник”, в постановке заслуженного артиста республики Гусейна Алиева.

В этом спектакле молодой талантливый солист театра, дипломант международного конкурса вокалистов в Италии Акрам Поладов исполнил партию графа Бартоло, опекуна юной Розины. Музыка всегда привлекала Поладова, но пришел он к ней не сразу.

Уступив воле родителей, первое высшее образование певец получил в Азербайджанском институте нефти и химии. Но любовь к музыке оказалась сильнее. Параллельно с институтом А.Поладов начал свое обучение в музыкальном училище, где серьезно занялся вокалом.

Затем он поступил в консерваторию и тоже на отделение вокала. Получив музыкальное образование в Баку, он продолжил его в Италии, в музыкальной академии города Озема.

Затем Акрама вновь пригласили в Италию, но уже на гастроли в Катанию (Сицилия). Свою творческую деятельность А.Поладов начал в хоре оперного театра, а затем стал его солистом. Первую сольную партию он исполнил в опере “Евгений Онегин”, создав образ Зарецкого. Его голос (бас-баритон) идеально подошел для образа старого араба в опере “Шах Исмаил”.

А в Видади “Риголетто” он исполнял арию Маруло и Чипрано, в опере “Вагиф”, премьера которой состоялась в этом театральном сезоне, он создал образ.

– Что для вас театр – просто место работы или что-то большее? И как, на ваш взгляд, меняется ли с годами сама опера и ее слушатель?

– Сцена для меня все. Находясь на сцене, я полностью вхожу в образ. Особенно, если образ сложный, интересный, такой, как скажем, Бартоло в “Севильском цирюльнике”. Ведь эта комическая опера несколько отличается от других, вся ее основа составлена на речитативах. Спеть по-итальянски было недостаточно, ведь большинство зрителей не знают языка, поэтому необходимо сценически, мимикой и жестами изобразить и передать характер героя, чтобы публика смогла понять, о чем поет актер.

Работа трудная, но интересная. Как мне кажется, с каждым годом уровень культуры растет. Оперу стали воспринимать с большим интересом. Национальную оперу слушали всегда. Я имею в виду, что стал расти интерес публики к операм европейских композиторов. Когда я начинал свою творческую деятельность, в театре была ситуация, когда на сцене находилось больше актеров, чем зрителей в зале. Сейчас же наблюдается тенденция повышения интереса публики к классической музыке, и практически все спектакли идут при полном аншлаге.

– Если просматривать театральные программы, вы заняты во многих спектаклях. А над чем работаете сейчас?

– Мне предложили исполнить образ “Гара палтарлы шехс” в новой опере Васифа Адыгезалова “Натаван”. Скоро начну работу над этой партией. Премьера постановки запланирована на следующий театральный сезон.

– У вас два полярно противоположных высших образования. А что же стало с вашим первым техническим дипломом – он просто пылится на полке?

– По окончании института я по распределению поступил на работу в Госкомитет по газофикации, но вместо положенных трех лет был там два года, так как эта работа меня не привлекала.

– А как вы попали в оперный театр?

– Получив к тому времени уже и музыкальное образование, я поступил на работу в оперный театр. Отмечу, что никакая другая организация не принимала меня на работу из-за того, что я не отработал по распределению положенные три года. А оперный театр пошел мне навстречу. Руководство театра написало письмо в госкомитет о том, что они нуждаются в таком работнике. …И я остался в театре.

– Мы знаем, что заработок артиста в театре не высок. Эстрадники подрабатывают на свадьбах. Работаете ли и вы помимо театра еще где-нибудь?

– Да. Я работаю в Государственной хоровой капелле.

– В последнее время для молодых вокалистов проводятся разные конкурсы. Не думаете ли вы участвовать в каком-либо вокальном конкурсе?

– В вокальных конкурсах участвуют исполнители, не достигшие 35-летнего возраста. А я уже переступил этот рубеж. Но если пригласят, будут рад участвовать.

– А кто оплачивает участие в конкурсе?

– Обычно спонсоров мы находим сами.

– Вы – дипломант международного конкурса вокалистов в Италии. Вы единственный вокалист, представлявший Азербайджан на этом конкурсе. Расскажите, как вы попали на этот конкурс?

– Вокальный конкурс проходил в Пуссето в 1996 году, в то время я учился в итальянской музыкальной академии в городе Озема. У меня даже были маленькие неприятности в академии, связанные с этим конкурсом. Дело в том, что я без разрешения принял в нем участие. Обычно учащимся этого музыкального заведения не разрешается участвовать в конкурсах. На конкурсе меня представляли как исполнителя из России. К тому времени уже произошел развал СССР, и я ходил и добивался, объясняя, что представляю Азербайджан, что это уже совсем другая страна.

– Есть ли такая опера, где бы вы, используя свой голос, бас-баритон, могли исполнить ведущую, солирующую партию.

– Да, конечно, есть. Это оперы Гуно “Фауст”, Дж.Верди “Дон Карлос”. Но у нас они очень давно не ставятся, потому что это крупные по форме спектакли. И собрать участников для такой постановки тяжело. Например, нужен очень большой хор, в составе 60 – 70 человек, а хор оперного театра состоит всего из 30 – 40 человек.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: