МНБ обвиняет Caspian Fish Azerbaijan

Р.НАСИРОВ

С сенсационным сообщением выступила вчера пресс-служба Министерства национальной безопасности (МНБ). Согласно распространенному пресс-релизу, завершено предварительное следствие по делу организованной преступной группы, занимавшейся незаконной торговлей и контрабандой осетровыми и рыбными продуктами, в том числе в Армению.

В центре внимания следствия оказалось предприятие Caspian Fish Azerbaijan – монополист на азербайджанском рынке рыбной продукции. В сообщении МНБ говорится, что к уголовной ответственности были привлечены арендатор магазина при АООТ “Торговый центр-4” (рынок в пос. “8-й км”) Ровшан Балалиев, неофициальный продавец магазина Вахид Фаталиев, рыбный спекулянт Зумур Гасанов, водитель пассажирского автобуса Алим Омаров, граждане Грузии Гюлара Рустамова и Севда Махмудова.

Как сказано в пресс-релизе, установлено также, что преступная группа пассажирскими автобусами, следовавшими в Марнеульский район Грузии, начиная с ноября 2001 г. вывезла из Азербайджана 2 тонны 212 кг осетра и рыбных продуктов на сумму 38 млн. 862 тыс. манатов. Причем оттуда уже основная часть этой продукции была отправлена в Армению.

Кроме того, начиная с 11 октября 2001 г. в течение двух месяцев в магазин Ровшана Балалиева поступило из специализированных магазинов и от отдельных лиц 54 т 473 кг осетрины. Следствие установило, что преступники вступили в сговор с предприятием Casрian Fish Azerbaijan и закупили у него 38,5 тонны рыбы и рыбных продуктов. Однако оформлены были только 68,4 кг, в связи с чем в кассу предприятия поступило всего 1 млн. 233 тыс. 431 манат.

В результате Casрian Fish и группа Балалиева расхитили крупную сумму денег. Не ограничившись этим, Балалиев и Фаталиев вступили в преступный сговор с другими лицами, занимающимися незаконным выловом и торговлей рыбой. Совместно они организовали реализацию через магазин огромного количества рыбы и рыбной продукции неизвестного происхождения и не прошедшей санитарного контроля.

Осмотр магазина показал, что большая часть обнаруженной в нем рыбы и рыбной продукции – 3 309 кг – была полностью непригодной к употреблению. 9 февраля этот негодный товар был уничтожен в присутствии журналистов. В общей сложности в результате незаконных торговых операций преступная группа нанесла ущерб государству в размере 661 млн. 289 тысяч манатов.

Напомним, что предприятие Casрian Fish было открыто в минувшем году. Hа открытии присутствовал лично президент Гейдар Алиев. В короткие сроки Casрian Fish стал монополистом в производстве осетровой продукции и черной икры. Утверждают, что предприятие контролируется группой лиц, близких к властям…

Генеральный директор Caspian Fish Таир Керимов узнал о выдвинутых против возглавляемого им предприятия обвинениях от корреспондента “Эхо”. И опроверг их. “99,9% рыбы, реализуемой на рынках, – это незаконная продукция. Может, лица названные в сообщении, покупали ее где-то на стороне? Мы продали всего 10-15 млн. тонн рыбы. Наше предприятие коммерческое и потому естественно, что мы торгуем на рынке, а не контролируем его.

К тому же, как мы могли указать в документах неправильные цифры, если до сих пор реализаторы должны нам порядка 4 млн. манатов”, – сказал Таир Керимов. По словам гендиректора, договор с продавцом заключается только в том случае, если он придерживается правил торговли рыбой, которые весьма жестки. Т.Керимов утверждает, что раз в месяц сотрудники компании проверяют санитарные и температурные условия хранения рыбы в торговых объектах.

Вроде бы есть конкретное обвинение МНБ. И ответ на него главы коммерческого предприятия. Однако слишком много в этом деле темных пятен. Во-первых, почему рядовым, вроде бы, фактом искажения реальной торговой статистики, а, значит, и уклонением от выплаты налогов занялись не в Министерстве налогов, а в МНБ?

Помнится, Минналогов вело дела и гораздо больших масштабов. Взять хотя бы прошлогодний процесс против телекомпании ABA и нашумевшее дело с “Азинтеройл”, до сих пор, кстати, не завершенное.

Если речь идет о государственных интересах и соображениях национальной безопасности, то как их нарушила Caspian Fish? Если дело в реализации азербайджанской рыбы в Армении, то такую цепочку можно наладить посредством перекупщиков в Грузии на вполне легальной основе. Отследить транспортировку рыбы из соседнего государства в Армению МНБ может. Запретить – нет. Следовательно, вопрос замыкается на внутриазербайджанских осетровых интригах.

Т.Керимов подтвердил эту информацию, сказав, что Caspian Fish мешает людям, которые представляют отечественную рыбную мафию. Но называть рыбных бонз отказался, сославшись на отсутствие доказательств. Однако даже такое подтверждение главой компании наличия в происходящем мафиозных сил не раскрывает причин вмешательства в дело МНБ.

Тем более, что против предприятия – единственного в стране монополиста в области вылова и реализации осетровых и икры – дело это, как оказывается, было заведено уже давно. Т.Керимов утверждает, что еще в декабре прошлого года компания получила из МНБ официальное письмо с просьбой прислать бухгалтерскую отчетность.

Что и было сделано – ведомство получило копию договора Caspian Fish с реализаторами рыбы, правила торговли рыбной продукцией и кассовый ордер. На этом все закончилось и руководство предприятия не беспокоили вплоть до вчерашнего дня. Признаться, методы для МНБ очень странные. Если ведомство собиралось отследить зарубежные связи компании, то зачем надо было предупреждать ее о подозрениях и неожиданно появившемся интересе “чекистов” к правилам рыбной торговли? Следовательно, до определенной поры кому-то было невыгодно давать делу ход.

Возможно, целью операции была не сама компания, а стоящие за ним люди? Ходили упорные слухи о том, что к предприятию имеют какое-то отношение сын президента Ильхам Алиев и глава Таможенного комитета Кямаледдин Гейдаров. Но лишь слухи. Тем более, сам Т.Керимов – теоретически первое лицо в компании – их категорически опроверг, назвав “бредом”. По его словам, Керимов “лично с И.Алиевым не знаком и видел его всего несколько раз по телевизору”.

Правда, обратило на себя внимание то, о чем Т.Керимов вскользь упомянул: 25 апреля этого года он участвовал во встрече президента с местными предпринимателями. И хотя его имя было в списке выступавших, слово ему. Не хватило времени.

Странно, поскольку, по имеющимся у нас сведениям, после того, как зал покинули журналисты, президент был просто взбешен тем, что несколько выступивших друг за другом предпринимателей оказались подставными фигурами и, хваля Г.Алиева, говорили обо всем, но только не о проблемах предпринимателей. Президент даже обратился к собравшимся с просьбой выступать по существу. Желающие нашлись не сразу. Значит, и времени у Т.Керимова для выступления было на той встрече достаточно. Но что-то или кто-то помешал директору сделать это…

Следующая версия тоже правдоподобна. Если учесть, что скандал “МНБ – Caspian Fish” разгорелся в момент отсутствия в стране Кямаледдина Гейдарова, то, возможно, кто-то решил ослабить устойчивость имиджа главы таможни в глазах президента.

Ясно, что транспортировать в течение целого года из Баку в Марнеули рыбу, да еще в таких количествах, чтобы ее хватило для реэкспорта в третью страну, можно было только, если речь идет о налаженной контрабандной цепи. Организовать такое можно, только имея надежное прикрытие на таможне. Если это так, то происшедшее – серьезный удар по таможенной системе в целом и ее главе в частности…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: