С душой нараспашку и не раскрывая карты

Последние два дня международной выставки Caspian Oil & Gaz 2002 не отличались особой деловой активностью. Из 300 участников выставки 30% впервые оказались на “Хазарнефтегазе”.

Тем не менее основные контракты по азербайджанской нефти уже заключены. А необходимые знакомства между задействованными в них фирмами и компаниями регулярно завязались в течение всего рабочего года. Посему праздных посетителей по-прежнему интересовали презенты нефтяных компаний, а сами участники предпочли проводить время на конференции.

Выставка внесла свои коррективы и в “футбольную жизнь” местных и зарубежных болельщиков. Во время трансляции матчей чемпионата мира по футболу перед мониторами телевизоров некоторых крупных компаний собирались болельщики. Порой в особо острые моменты игры зал спортивно-выставочного комплекса заглушали рев негодования одних и радостные вопли других посетителей выставки. Про рекламу продукции своей компании и возможность новых знакомств в эти минуты мало кто думал.

Попутно высвечивались и другие интересные нюансы выставочной жизни компаний. Например, в отличие от прошлогоднего аналогичного мероприятия на этот раз у “Рамко” не было не только своего угла, но даже и стенда. Что, впрочем, неудивительно после прошлогоднего решения компании о консервации работ на месторождении “Мурадханлы”.

Оригинальностью отличилась и ГНКАР. Телезрители AzTV, наверное, помнят, как представители компании в первый день выставки с усердием докладывали главе государства о состоянии дел в нефтяной отрасли. Однако посетители не обратили внимания на то, что стенды ГНКАР содержат старую информацию о нефтяных контрактах. С 1994 года в некоторых из них долевое участие сторон значительно изменилось.

Торопясь успеть к открытию выставки и президентскому обходу, сам глава ГНКАР Натик Алиев распаковывал объемные коробки с деталями стеллажей. Ничего нового не прозвучало и на конференциях. Были выступления, которые из-за частоты заявлений за прошедшие годы можно повторить чуть ли не наизусть.

На вопрос “Эхо” о желании азербайджанской стороны урегулировать конфликтную ситуацию с Ираном в отношении месторождений “Араз” – “Алов” – “Шарг” посредством bp, глава компании в Азербайджане Дэвид Вудворд уклончиво ответил: “Доживем до 2004 года и посмотрим на результаты”. Напомним, что военное вмешательство Ирана в работу компании по разведке этого месторождения сделало практически невозможным освоение нефтезалежей в южном секторе азербайджанской части Каспия. Не получили мы четкого ответа на вопрос и от представителя российской компании “ЛУКойл” А.Кузяева о возможности транспортировки ее нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск, но в южном направлении.

“Любой трубопровод спроектирован так, чтобы его можно было эксплуатировать в обратном направлении. Но в отношении Баку – Новороссийск – это перспектива далекого будущего, которую к тому же надо будет анализировать”, – отшутился он.

Ситуация повторилась и при выступлении ассоциативного директора рейтингового агентства “Фитч” Ника Айзинбера, который, описав зависимость кредитного рейтинга стран региона от темпов развития их экономики, не сказал, на какой конкретно рейтинг может рассчитывать Азербайджан после ввода в эксплуатацию трубопровода “Баку” – “Тбилиси” – “Джейхан” – “мы ожидаем, что он поднимется”…

Не обошлось и без казусов. Особо бесчинствовала служба охраны выставочного комплекса, представители которой вдруг стали проверять содержимое сумок участников мероприятия. Предпочтение почему-то отдавалось лицам кавказской национальности, а не англо-американской наружности.

Как пояснили стражи порядка, у какой-то иностранки украли портативный компьютер и мобильный телефон. Безобразия прекратились после того, как сотрудник “Эхо” напомнил иностранцу, возглавляющему службу безопасности выставки, о конституционных правах граждан Азербайджана. Вмешавшаяся в конфликт руководитель компании организатора выставки Сьюзан Крауч запретила охране обыскивать людей, прошедших проверку на входе.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: