А.ГАДЖИЕВА
По линии Союза театральных деятелей (СТД) в столице проходит четвертый фестиваль моноспектаклей “Уфюг-XXI век” имени Аббас Мирзы Шарифзаде. Обладатель Гран-при получит приглашение на участие в московском фестивале моноспектаклей.
Такую возможность предоставил национальный центр МИД России. Не исключаются и денежные призы. Конкурсная программа фестиваля проводится по категориям “Дебют” и “Сынаг”.
В первой категории представили свои работы молодые театральные режиссеры и актеры, во второй – уже зарекомендовавшие себя серьезными работами специалисты. Предполагается, что в “Дебюте” будут выявлены лучшие по номинациям “лучший спектакль”, “лучшая женская роль”, “лучшая мужская роль”, “лучшая режиссерская работа”, “самая смелая творческая работа”. “Сынаг” представит новые имена по номинациям “лучший литературный материал”, “лучшая женская роль”, “лучшая мужская роль”, “лучшая режиссерская работа”, “самая смелая творческая работа” и самое главное – Гран-при.
Оргкомитет фестиваля возглавляют президет Союза театральных деятелей Гасан Турабов, председатель Азер Паша Нематов, художественный руководитель режиссер театра “Йух” Вагиф Ибрагимоглу, музыкальный руководитель композитор Джаваншир Гулиев. Заявки на участие в фестивале подали многие театральные коллективы страны. Азербайджанский национальный академический драматический театр представил на фестиваль три моноспектакля, которые были сыграны вчера, 4 июня, на сцене и в фойе Дома актеров.
Режиссер Аскер Аскеров инсценировал “Медею” Эврипида в исполнении молодой актрисы Фидан Ахундовой. Режиссер Бахрам Османов взялся за “Преступление и наказание” Достоевского, “прошелся” по его мотивам в исполнении актера Казыма Гасангулиева – монолог назывался “Гатил”, и в исполнении Вафы Зейналовой – “Соня, Сонечка Мармеладова”. Обе работы были исполнены так, как того ожидал режиссер.
Причем отсутствие световых и прочих театральных эффектов отнюдь не помешали актерам воссоздать целую гамму внутренних переживаний героев Сони и Родиона, их рассуждения о смысле жизни по Достоевскому. На репетициях режиссер Бахрам Османов “гонял” актеров, задействованных в обоих моноспектаклях, пытаясь отойти от традиционной для современного театра драматической кульминации сюжета, по которому именно умение исторгать потоки слез свидетельствуют о недюжинных актерских способностях.
Б.Османов попытался предположить, что “заплакать – означает, что вы простили, а герои Достоевского попали в настолько сложную ситуацию, что даже слезы не идут…”.
По его версии, Вафа Зейналова сумела сыграть отвращение ее героини к самой себе, которая при этом способна указать на мораль тому, кто не заклеймен обществом так же, как она сама. Режиссер сделал ставку на главную героиню запомнившегося телесериала о веснушчатой Золушке азербайджанского типа Вафу Зейналову и добился того, чтобы она в получасовой сценке убедительно сыграла женщину, чье только тело опозорено, но душу свою сберегла.
Оба актера сумели приковать внимание зрителей к себе, которые хоть и не стали отключать свои мобильные телефоны на время спектаклей, но при этом и не отвлекались на разговоры, разве что на комментарии происходящего на сцене. Директор Аздрамы, народный артист Алиаббас Гадиров, по всей видимости, остался доволен своими сотрудниками, поддержав их похвалой. А расплакавшаяся Вафа Зейналова нашла утешение в аплодсиментах и криках “Браво!”.
Надо отметить, что к концу этого театрального сезона в репертуаре Аздрамы прибавится еще один спектакль – “Гатил”, поставленный Бахрамом Османовым на основное того, что сыграли Вафа Зейналова и Казым Гасангулиев на фестивале моноспектаклей.
По окончании очередного фествального рабочего дня нашему корреспонденту удалось поговорить с художественным руководителем фестиваля Вагифом Ибрагимоглу, отметившим, что “я не знаю результатов конкурса, жюри вынесло свое решение, которое запечатано в конвертах и будет обнародовано 14 июня на общем заседании жюри. Но невзирая на это, я могу определенно сказать, что работы молодых актеров соответствуют целям и задачам нынешнего фестиваля “Уфюг-XXI век” – раскрыть горизонты, перспективы современного театра XXI века.
Молодые ребята отличились абсолютно раскованным, свободным мышлением, интуицией, они сумели показать, насколько чувствуют перспективы современого театра. Общая характеристика представленных работ – это углубление внутрь человека, все меньше сейчас публицистики, меньше выходов на социальные и политические проблемы. Молодых волнует взгляд не из мира на человека, а сквозь человека на мир. Это самая верная для искусства позиция. Каждый день мы смотрим по несколько спектаклей. Возможно, что до конца фестиваля нас еще удивят режиссерским и актерским решением. Тем фестиваль и интересен”.
То, что жюри в этом году представлено не театральными специалистами, а представителями других сфер искусства, Вагиф Ибрагимоглу объяснил тем, что “у нас в жюри сидят поэт Рамиз Ровшан, ученый Кямиль Вяли Нариманоглу, журналисты Флора Халилзаде и Лала Джафарова, художник-дизайнер Лала Кязимова, композитор и дирижер Азер Рзаев для того, чтобы моноспектакли оценивали не с точки зрения цехового просмотра, а уловили мышление, вкусы, позиции, современность молодых. Каждый день на спектакли приходит много народу, зал бывает переполнен, устраивают овации. Как бы мы в некотором роде соревнуемся с чемпионатом мира по футболу. И пока не проигрываем. Даже в тот момент, когда Турция играла с Бразилией, наш зал был полон зрителями”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год