Н.ГУЛИЕВА
Встречи президента Гейдара Алиева с предпринимателями, похоже, стали давать первые позитивные плоды. Во всяком случае, начал развязываться самый сложный и важный для бизнесменов клубок вопросов, связанных с налогообложением. Налоги были и первым пунктом в списке проблем, отмеченных бизнесменами в качестве препятствий развитию частного сектора в Азербайджане. Напомним, что по результатам опроса, проведенного представителями аппарата президента среди 1000 предпринимателей, за этот пункт проголосовало 508 человек.
В общем, учитывая все вышесказанное, правительство решило пойти на некоторое послабление налогового бремени, несмотря на то, что министр налогов Фазиль Мамедов заявлял ранее журналистам, что особых изменений в ставках налогов в ближайшее время не ожидается и все “нынешние налоги вполне приемлемы”…
По информации агентства “Туран”, министр финансов Аваз Алекперов сообщил, что “в ближайшее время в налоговое законодательство будут внесены серьезные изменения, касающиеся снижения ставок налога на прибыль, подоходного налога и по социальным отчислениям”. По его словам, трехступенчатую систему взимания подоходного налога с физических лиц предполагается заменить двухступенчатой. Напомним, до 1 января 2001 года действовала пятиступенчатая система налогообложения, предусматривавшая 5 ставок подоходного налога (12%, 20%, 25%, 30%, 35%), т.е., в зависимости от увеличения ежемесячного дохода, ставки налога также возрастали.
С принятием нового Налогового кодекса количество ставок было сокращено до трех, т.е. физические лица перечисляли 12%, 25% и 35% от своих доходов. Правда, согласно Алекперову, пока не решено, насколько предполагается снизить ставки на этот раз, но планируется, что сумма, не подлежащая налогообложению, останется на прежнем уровне, т.е. 100 тыс. манатов. Предполагается заново пересмотреть и составляющие упрощенной системы налогообложения, введенной также в 2001 году с новым НК. В первоначальном варианте эта система предусматривала выплату единого налога в размере 2% от общей суммы оборота и освобождение от всех других налогов (кроме подоходного) налогоплательщиков (юридических лиц), трехмесячный оборот которых не превышает 100 млн. манатов. В 2002 же году эта система, несмотря на бурные протесты и недовольство предпринимателей, была несколько видоизменена, а конкретнее лимит трехмесячного оборота предприятий снижен до 30 млн. манатов.
Теперь, как сообщил А.Алекперов, тридцатимиллионный лимит предполагается увеличить, хотя пока неизвестно, конкретно насколько. При этом напомним, что предприниматели предлагали повысить процентную ставку отчислений с 2% до 4%, платить налоги на имущество и на землю, но сохранить лимит на прежнем уровне. Также планируется снижение ставок по отчислениям в социальные фонды с нынешних 29% еще на 2-3%. По словам министра, решение по этому вопросу будет принято после согласования с Минэкономразвития. Не исключено, что изменения по налогам будут внесены уже к июлю текущего года.
Если к тому же к концу года на 2% снизится ставка НДС (в настоящее время она составляет 18%), о чем заявлял уже Ф.Мамедов, то можно говорить о значительных изменениях налогов в пользу бизнеса. Налоговая инициатива Минфина, конечно же, шаг, во многом положительный. Правда, за последние несколько лет фискальное законодательство страны менялось так часто и, местами настолько кардинально, что может сложиться впечатление, что после того, как несколько забудутся результаты встреч предпринимателей с Г.Алиевым, все вернется на круги своя и ставки налогов снова поползут вверх.
Между тем, по мнению эксперта-экономиста Инглаба Ахмедова, частые изменения налогового законодательства – вполне нормальное явление для стран с переходной экономикой. Другое дело, что в нашем варианте отсутствуют четкая тенденция, последовательность. Например, упрощенная система налогообложения меняется уже в третий раз в разных направлениях. “Это, конечно, создает путаницу и не служит единой цели”, – считает И.Ахмедов.
Второй момент в данном вопросе, который заметил эксперт, заключается в том, что об изменениях налоговых ставок почему-то заявил не министр налогов, а министр финансов. “После встреч президента с бизнесменами наметилась странная тенденция – министр налогов и глава Госкомтаможни, непосредственно ответственные за систему налогообложения и таможенных сборов, вдруг стали уходить от этой темы. Разве что Ф.Мамедов заявил, что необходимо системное структурное преобразование налоговой системы. А говорить об изменениях налоговых ставок стал министр финансов, роль которого заключается в регулировании вопросов, связанных с бюджетными поступлениями и перечислениями”.
По мнению И.Ахмедова, этот фактор указывает на несерьезность данной инициативы, которая “вряд ли выльется во что-то конкретное”. “Еще год назад налоговики заявляли о том, что в ближайшие 2-3 года предполагаются на 2-3% снизить налоговые ставки. А в данный момент министр финансов просто решил заполнить пустую нишу в экономическом ведомстве, образовавшуюся после критики на встрече с президентом налоговиков и таможенников”, – заключил И.Ахмедов.
Вместе с тем два других эксперта – Сабит Багиров и Азер Мехтиев – сошлись во мнении, что для развития предпринимательства снижение налоговых ставок – не первоочередная задача. “Прежде всего речь идет о предоставлении более благоприятных условий для инвестирования и кредитования”, – считает С.Багиров.
По мнению же А.Мехтиева, следует совершенствовать систему применения налогового законодательства, ликвидировать те пункты законов, которые создают “лазейки” для дополнительных поборов. В завершение отметим, что после встреч Г.Алиева с местными и иностранными предпринимателями Минфин приступил также к возврату компаниям выплаченных авансом налогов. По словам А.Алекперова, авансовые в,ыплаты в первую очередь возвращаются закрывшимся компаниям. Выплаченные же работающими компаниями авансы зачисляются на следующие месяцы.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год