Похищение священника Бакинской епархии

Н.АЛИЕВ, Р.ОРУДЖЕВ

Чеченские боевики похитили священнослужителя Бакинско-Прикаспийской епархии русской православной церкви (РПЦ) и требуют за его освобождение 1 миллион долларов. К сбору средств подключился даже Папа римский Иоанн Павел II. Об этом стало известно после того, как понтифик вылетел из Баку и приземлился в столице Болгарии Софии.

Как передает из Софии корреспондент New York Times, находясь в Баку, Иоанн Павел II, желая показать свое расположение представителям православной церкви, пообещал выделить 20 тысяч долларов руководству Бакинско-Прикаспийской епархии РПЦ в счет милионного выкупа за священнослужителя. О том, как отреагировали в Баку на это предложение, американское издание не сообщает. Однако отмечает, что цель всей жизни Иоанна Павла II – наладить отношения между католицизмом и православием после 1000 лет конфликта. В Болгарии особой теплоты от руководства местной православной церкви Папа не встретил, указывает New York Times.

Другое дело Азербайджан – здесь Папа римский получил поддержку православных верующих. В пресс-службе Бакинско-Прикаспийской епархии нас попросили не публиковать вышеприведенные данные, покуда не станет известно точно – на самом ли деле, находясь в Баку, понтифик предложил епархии 20 тысяч долларов в качестве помощи для выкупа похищенного священника. Неизвестно и о том, как на это предложение прореагировал бакинский епископ. По словам пресс-секретаря епископа, отца Алексия, в его службе подобными сведениями не располагают, но последнее слово должно быть за самим епископом Бакинским и Прикаспийским отцом Александром. “А с ним до понедельника связаться не удастся”, – сказал пресс-секретарь.

Отец Алексий сказал, что не слышал ни о каких новых случаях похищений священнослужителей их епархии (сфера охвата которой включает в себя земли Азербайджана, Дагестана и Чечни). Впрочем, предположил он, возможно речь идет об известном случае трехлетней давности. “Клирик православных приходов нашей епархии в Чечне, благочинный иеромонах Захарий Ямполь был похищен боевиками в Грозном при ограблении храма, около 3 лет назад. До сих пор о его судьбе практически ничего не известно. Время от времени в Москве появлялись люди, которых освободили из плена, и они свидетельствовали, что видели отца Захария или вместе с ним находились где-то несколько дней. Но почему-то все работы по его освобождению были безуспешными”, – рассказывает о.Алексий.

По его словам, впервые боевики вышли на связь с Бакинским епархиальным управлением 3 года назад. “Требовали они тогда в обмен на освобождение отца Захария, по-моему, не 1 млн. долларов, а гораздо большую сумму. На тот момент у нашей епархии таких денег не было, как нет их в общем-то и сейчас. А больше с нами никто по этому поводу не связывался. Вопрос этот пытались решить и по политической линии, то есть обменять его на кого-то, но все было безуспешно. Последнее свидетельство о том, что он еще жив, мы получили год назад. Тогда с нами связалась одна российская журналистка, которая была в чеченском плену.

Она сказала, что знает о.Захария, вместе с ним была в плену. Ее выкупили, а он где-то там остался”. Об этом случае знали и Б.Ельцин, и президент Г.Алиев, “информация шла на самом высоком уровне, но сделать никто ничего не смог”. Сегодня какие-то усилия, вероятно, предпринимаются и со стороны ФСБ, и азербайджанских спецслужб, полагает о.Алексий. Правда, как считают азербайджанские эксперты, официальные органы, в том числе и спецслужбы, в случае, если они занимаются вопросом заложников, никогда не рассматривают выкуп как способ освобождения.

Отец Алексий уверен, что представители чеченских боевиков обратились первым делом к Бакинской епархии именно потому, что иеромонах Захарий находится в ее прямом подчинении. “Священников во все регионы епархии направляем мы”. Ни о каких других похищениях священников русской православной церкви чеченскими боевиками неизвестно и в пресс-службе Московского патриархата.

Что же касается информации New York Times, заявили “Эхо” в Московском патриархате, то официального извещения по поводу предложения Папой материальных средств Бакинско-Прикаспийской епархии в пресс-службу патриархии пока не поступало. New York Times может публиковать все, что угодно. Но выразить свое отношение к факту мы можем только после его официального подтверждения из Баку”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: