Молчание ягнят

Рауф ТАЛЫШИНСКИЙ

В одном довольно старом анекдоте встречаются китаец и армянин. И после обмена мнениями о политике и погоде армянин, переходя к наболевшей теме, спрашивает:

– А вы знаете, сколько армян живет на свете?

– Сколько?

– 12 миллионов!!!

– О-о-о!

– А сколько китайцев?

– 1 миллиард 200 миллионов.

– Так что же вы молчите тогда?!

Ну, китайцы действительно могут позволить себе роскошь “молчать” – от них даже при желании увернуться не удается. Причем никому. Но в применении ко многим остальным вопрос актуален. В том числе и к нам. Показательный пример: на этой неделе американское информационное агентство Medill сообщило, что в конкурсе, который проводило в Вашингтоне национальное географическое общество США, победил 11-летний школьник Бенджамен Детрикс из штата Канзас.

Он оказался лучшим среди 54 финалистов и получил приз – пожизненную подписку на журнал National Geographic и денежную премию в 25 тысяч долларов. Успех пришел к этому выдающемуся ребенку благодаря тому, что он …знал, что такое Азербайджан и где находится Каспийское море. Medill спрашивает у читателей, знают ли они ответ на этот вопрос: “Не знаете? А Бенджамен Детрикс знает, а ведь ему всего 11 лет”, – с гордостью подчеркивает американское агентство. И надо признать, что у родителей Бенджамена повод для гордости действительно есть.

В той же Америке, в штате Атланта, студенческое бюро CNN проводило опрос школьников, задавая им этот же каверзный вопрос: “Что такое Азербайджан?”. Единственный смелый мальчик, который рискнул на него ответить, предположил, что Азербайджан – это сорт мороженого. Весьма показателен, кстати, выбор вопросов: об Армении и Бангладеш не спрашивают – это вопросы легкие. А вот чтобы ответить, что такое Азербайджан, для этого школьник должен проявить подлинную тягу к знаниям и недюжинный кругозор. И не только школьник, кстати.

Не так давно нам понадобилось уточнить сообщение о том, что на американской военной базе в Гуантанамо среди пленных талибов есть и один азербайджанец. Наша журналистка Хадиджа Исмайлова последовательно разговаривала с тремя сотрудниками министерства юстиции США, и каждому (!) приходилось объяснять, что такое Азербайджан. Одна сотрудница даже попросила продиктовать ей название нашей страны по буквам. Но и это не помогло.

Хотелось бы, конечно, списать это на пробелы в американской системе образования и традиционно слабый интерес граждан этой страны ко всему остальному миру. Но, во-первых, я не думаю, что такой же вопрос на конкурсе школьников в Японии или звонок в министерство юстиции Аргентины дал бы драматически отличающиеся результаты. А во-вторых, и это, наверное, самое важное, то, что о нашей стране не знают американцы (японцы, аргентинцы и пр.), это, конечно, и их проблема, но в гораздо большей степени – наша.

Поскольку в результате окружающим открывается широкое поле для маневра, и долма становится армянским национальным блюдом, автором “Аршин мал алан” оказывается некий Магалян, а в музеях по всему миру висят “иранские” ковры, вытканные в Гяндже. Иногда бывает, что везет. Например, приедет в Баку Папа римский, и Азербайджан оказывается на первых полосах всех газет и в выпусках новостей всех телекомпаний.

Но Папа к нам приезжает, если быть откровенным, довольно редко. А без него напомнить о себе миру, нам оказывается, трудно. А надо, хотя бы для того, чтобы не путали с мороженым. И тут, пожалуй, самый важный вопрос: мы этого не делаем (или делаем мало и плохо) потому, что не можем, или потому, что не хотим (из скромности, например)? Хотя, если судить по выступлениям наших депутатов в парламенте, второй вариант все-таки менее вероятен.

Вот, например, не так давно, в годовщину оккупации Шуши, наше землячество в Нью-Йорке решило провести митинг перед зданием ООН. И провело. Пришли 12 (двенадцать) человек, включая двоих представителей американской федерации турков. По иронии судьбы именно в это время Роберт Кочарян встречался с армянской диаспорой в Бразилии и разъяснял, почему Нагорный Карабах – это “неотъемлемая часть Армении”.

Если мы не можем сделать это, то по крайней мере можно бы не делать другого. Например, Министерству связи – наступить на горло собственной песне и отказаться от пресловутых двух “ширванов” за Интернет и дать возможность тем, кто хочет и может, что-то рассказать миру о стране. Просто так, без суда, отказаться и все, ради Родины, которую в Минсвязи, я не сомневаюсь, любят всем сердцем. Ну а если уж решим все-таки что-то делать (чем черт не шутит!), почему бы не воспользоваться опытом тех же американцев? У них с 50-х годов существует программа International Visitors.

Они собирают в других странах журналистов, юристов, бизнесменов, политиков, то есть тех, от кого что-то зависит у них дома, привозят за свой счет в США и водят по конгрессам, музеям, концертным и спортивным залам, рассказывая, какая хорошая страна Америка. И действует, должен вам сказать. Понимаю, что первая реакция на это предложение – мы не Америка, у нас на это денег нет. Но я бы все-таки уточнил: на это денег нет или денег жалко?

Алим Гасымов, вот, когда его в интернет-форуме нашей газеты спросили, почему бы ему не спеть с какой-нибудь западной звездой, ответил, что это было бы здорово. Так, может быть, ему помочь? За государственный счет. Ей Богу, такая инвестиция прибыль (политическую и культурную) принесла бы. Можно еще много чего придумать. Но можно и все оставить как есть. Но тогда не надо удивляться, что страну считают сортом мороженого.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: