Р.БАБАЕВ
Как сообщили российские средства массовой информации, вчера по грузинскому национальному телевидению было объявлено, что вдова первого президента Чечни Джохара Дудаева – Алла Дудаева – обратилась к президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе с просьбой предоставить ей гражданство этой страны. Однако официальные лица Грузии пока никак не комментируют это сообщение. В МИД Грузии заявили, что Алла Дудаева официально не обращалась к властям страны с просьбой о предоставлении ей грузинского гражданства. По словам главы МИД Ираклия Менагаришвили, никакого заявления по этому поводу от Дудаевой не поступало ни в МИД, ни в Минюст Грузии.
Вчера наш корреспондент связался с главой чеченского правозащитного центра Маирбеком Тарамовым и попросил его предоставить нам всю возможную информацию по данному вопросу. Тарамов сообщил следующее: – Алла Дудаева действительно выехала в Тбилиси, где обратилась к Эдуарду Шеварднадзе с просьбой предоставить ей гражданство Грузии. Она очень надеется на положительное решение. Возникает вопрос, почему именно Грузия, а не Азербайджан.
Дело в том, что положение чеченских беженцев в Азербайджане не совсем четко обозначено. Нет конкретной позиции по чеченскому вопросу. Нами “торгуют”, всячески притесняют, выдают чеченцев России. На мой взгляд, именно поэтому Дудаева решила обратиться к президенту Грузии. Я бы, например, тоже последовал ее примеру. Если мне придется выбирать, я буду обращаться к грузинскому президенту. В Баку я чувствую себя неуютно, ненадежно, мне чинят препятствия. Во время пересечения Аллой Дудаевой грузинской границы произошел небольшой инцидент. Прежде, чем впустить ее на территорию Грузии, Дудаеву в течение четырех часов продержали на границе…
Спустя три дня после этого произошел еще один инцидент. Приглашенная на конференцию в Грузии группа, в которую кроме меня вошли председатель комитета узников фильтрационных лагерей Ваха Банджаев, правозащитники Каимова и Аматов и несколько журналистов также была задержана на границе. К сожалению, нас даже не соизволили пустить на территорию Грузии. На все наши вопросы отвечали, “свыше дан приказ не пускать”. На этом комментарии заканчивались. Ни нас, ни журналистов на территорию Грузию не пустили. Говорят, что это исходило со стороны МГБ Грузии, но я знаю, что к этому приложили руку наши представители в Грузии.
– Какова причина того, что Дудаева обратилась с просьбой о предоставлении гражданства именно к президенту Грузии?
– Наверняка, любое государство готово предоставить Алле Дудаевой гражданство – она является женой первого президента Чеченской Республики. Дудаева должна быть там, где находится ее народ, по крайней мере, большая ее часть. Наверно, исходя из того, что большинство чеченских беженцев находятся в Грузии, Алла обратилась в Тбилиси, где к чеченцам дружески расположены.
– Вы имеете в виду, что положение чеченцев, проживающих в Азербайджане, оставляет желать лучшего?
– В Азербайджане беженцы продолжают бороться за свое существование. Ни государственные, ни иммиграционные структуры не идут навстречу решению чеченских проблем. Беженцы покидают Азербайджан. К сожалению, многие из них выезжают в Чечню. Приезжающие оттуда люди сообщают, что в Чечне идет настоящая охота за чеченцами, выехавшими из Азербайджана. Их отстреливают, тайком забирают, многие бесследно исчезают. Но тем не менее людям некуда деваться, помощи ждать неоткуда, и они вынуждены возвращаться на родину.
– А как обстоят дела чеченцев в Турции?
– Там положение наших беженцев также оставляет желать лучшего. В последнее время отношение турков к чеченцам ухудшилось. Думаю, что это вызвано деятельностью некоторых чеченских представителей в Турции, с их неумением работать с государственными структурами и с беженцами. Тем не менее чеченцам в Турции, живется лучше, чем в Азербайджане и Грузии, там им оказывается помощь.
– Кого конкретно вы имели в виду, говоря о “ваших представителях” в Грузии?
– Именно по указке чеченских представителей в Тбилиси нас не впустили на грузинскую территорию. Им не нравится наша деятельность. Это дело рук представителя Чеченской республики в Грузии. Он говорит о том, что организация, которая пригласила нас на конференцию, является, якобы, оппозиционной Шеварнадзе.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год