И.РЗАЕВ
Вчерашнее заседание Милли меджлиса началось с минуты молчания. Депутаты почтили память защитников Лачина. Затем, проголосовав за включение в повестку вопроса ратификации Европейской конвенции “О выдаче (экстрадиции)”, ММ приступил к работе.
Европейскую конвенцию “О выдаче (экстрадиции)” от 13 декабря 1957 года, а также два дополнительных протокола к ней – от 15 октября 1975 года и 17 марта 1978 года представлял зампред комиссии ММ по правовой политике и государственному строительству Али Гусейнов. Он сообщил, что Конвенция и ее дополнительные протоколы регулируют вопросы выдачи лиц в странах-членах Совета Европы (СЕ). На сегодняшний день к Конвенции присоединилось 41 государство.
Отметим, что ратификация Конвенции и двух ее протоколов является одним из обязательств Азербайджана перед СЕ. Азербайджан, как и другие европейские страны, ратифицировал этот документ с примечаниями.
В частности, официальный Баку может не выдать лицо, совершившее преступление, в следующих случаях: если этого не позволяет состояние здоровья обвиняемого; если имеются основания, что запрашиваемое лицо представляет угрозу суверенитету и национальной безопасности Азербайджана; если есть основания, что в отношении запрашиваемого лица могут применяться пытки в запрашивающей стране; если будет достаточно оснований считать, что запрашиваемое лицо преследуется за национальную принадлежность, вероисповедание, гражданство и политические убеждения. Али Гусейнов сообщил о нескольких специальных заявлениях Азербайджана в связи с ратификацией.
В частности, заявляется об отсутствии гарантий экстрадиции лиц, скрывающихся на оккупированных территориях Азербайджана. К этому заявлению прилагается также географическая карта оккупированных территорий страны. Кроме того, Азербайджан не будет выдавать граждан своей страны другим государствам. Баку также требует, чтобы страна, делающая запрос на транзит или экстрадицию лица, совершившего преступление, сопровождала свою просьбу документами на азербайджанском языке. Хотя сам текст конвенции и дополнительные протоколы к ней были представлены на русском языке.
Против чего выступил депутат от ПНФА Асим Моллазаде. Он сказал, что “текст на русском языке – неуважение к Милли меджлису и государственному языку”. Али Гусейнов признал ошибку, однако назвал виновником МИД Азербайджана. По словам Гусейнова, поджимают сроки выполнения обязательств перед СЕ, поэтому МИД не успел перевести документ на азербайджанский.
Конвенция об экстрадиции послужила поводом для выступлений депутатов о “необходимости экстрадиции обвиняемых за преступления на территории Азербайджана”. Говорили об экс-спикере Расуле Гулиеве, экс-президенте Аязе Муталлибове, экс-прокуроре Хатаинского района Махире Джавадове. Первым проблему поднял депутат Захид Орудж: – Наши правоохранительные органы периодически заявляют, что Расул Гулиев в розыске. А члены его партии с издевкой эти сведения опровергают, заявляя, что Гулиев управляет партией из-за океана…
Исполнительного секретаря СНГ арестовали в свое время в США, а затем выдали запрашивавшей стране. Почему Расула Гулиева в США не арестуют? Его поддержал и замисполнительного секретаря ПЕА Сиявуш Новрузов, призвавший “всех депутатов высказаться по этому вопросу”. Однако депутаты больше говорили о другом. Председатель партии “Юрддаш” Маис Сафарли указал на то, что даже представленный перевод Конвенции на русский язык – неофициальный.
Депутат предложил вернуть документ в МИД и обязать эту структуру представить документ на государственном языке. Против текста на русском возразил и экс-мэр города Ходжалы депутат Эльман Мамедов. Наиболее жестко прозвучало заявление председателя ПНФА Али Керимли. Он расценил обсуждения Конвенции на русском языке как “демонстрацию депутами примера нарушений закона”. “Кого мы боимся?”, – спросил депутат и потребовал вернуть документ в МИД. Али Керимли призвал депутатский корпус отказаться от обсуждений.
Вмешался спикер ММ Муртуз Алескеров:
– Давайте на этот раз примем. Но я вам обещаю, что такого больше не будет. Я считаю, что в этой ситуации виновен МИД… Ни одна Конвенция после этого не будет представляться на иностранных языках. Спикер сказал и о необходимости экстрадиции в Азербайджан обвиняемых. Так, обратившись к Али Гусейнову Муртуз Алескеров заявил:
– Мы присоединились ко всем необходимым документам. Поговорите с соответствующими органами, пусть примут меры к экстрадиции указанных лиц. Затем депутаты утвердили дополнения в законы “О связи” и “Об оперативно-розыскной деятельности”. На вечернем же заседании ММ депутатский корпус утвердил изменения в законодательство Азербайджана в связи с применением Конвенции “О борьбе против финансирования терроризма”. Изменения затронули первую статью действующего закона “О борьбе с терроризмом”: дается новое определение понятия “терроризм”.
Так, “терроризмом” теперь считается “угроза общественной безопасности, нагнетание страха среди населения, принесение в жертву людей с целью воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, нанесение вреда здоровью людей, осуществление акций, преследующих цель нанести значительный вред имуществу, создание угрозы общественной безопасности посредством взрывов, пожаров, а также другими действиями, в том числе угрозы применения подобных действий”.
Эта статья закона дополнена абзацем, в котором указано, что под финансированием терроризма понимается “полное и частичное либо прямое или косвенное направление или сбор денежных средств и имущества на осуществление террористических акций”. Внесены изменения в Уголовный кодекс АР.
В частности, в статью 214-1 Уголовного кодекса добавлен пункт о финансировании терроризма. Признанные виновными в финансировании терроризма будут лишаться свободы на срок – 8-12 лет, а при повторном задержании – от 10 до 15 лет.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год