Х.ИСМАЙЛОВА
“Несмотря на все проблемы, даже на то, что порой им приходится давать взятки, иностранные инвесторы все же тянутся в нашу страну”. Этими словами на встрече с иностранными предпринимателями президент Азербайджана Гейдар Алиев выразил удовлетворение условиями, созданными для привлечения иностранного капитала. Однако не столь оптимистичные участники этой встречи, все еще находящиеся под воздействием перечисленных до этого заявления проблем, с которыми сталкиваются в Азербайджане инвесторы, задались вопросом: действительно, что их привлекает в эту проблемную страну? Отметим, что от чиновничьего беспредела в стране больше всех пострадали турецкие предприниматели.
Да это и неудивительно, учитывая то, что предпринимателей из Турции в Азербайджане больше, чем из любой другой страны. Кроме того, в отличие от представителей более богатых стран – доноров капитала, турки-предприниматели в основном занялись средним и малым бизнесом. На таком уровне проблемы чиновничьего беспредела ощущаются больше, а государственная забота об инвесторах не чувствуется.
Тем не менее, были и большие вложения, такие, как “Бай холдинг”, группа “Коч”, холдинг “Эге” и др. Но и их не обошли превратности азербайджанской экономики. Например, несовсем сложившейся можно считать судьбу “Бай холдинг” в Азербайджане. Согласно официальным данным, из 1250 турецких компаний, действующих в Азербайджане в 1991 году, продолжают свою работу только 800. Только в 1994 – 2000 годах они перечислили в бюджет Азербайджанской Республики больше 250 миллиардов манатов.
Тем не менее, приток турецкого капитала в азербайджанскую экономику продолжается. Такова государственная политика Турции. Анкара поддерживает любые попытки турецких компаний, желающих начать дело в тюркоязычных странах, и вообще, в странах региона. Результат – безвозвратный уход из страны инвестиций в размере около трех миллиардов долларов, которые могли бы принести более ощутимую пользу для своих владельцев и турецкой экономики.
“Безработица растет с каждым днем, внутренних инвестиций все меньше и меньше. А турецкий капитал вращается в других странах”. Таков был лейтмотив последнего съезда турецких предпринимателей. Именно в этом видят одну из причин экономического кризиса в Турции. Кавказские, балканские и азиатские тюркоязычные государства занимают лидирующие места среди стран, куда уплывает турецкий капитал. При этом нужно отметить, что после развала СССР немалая помощь оказывалась тюркским государствам и в виде государственной помощи.
Например, за 10 лет независимости, по самым скромным подсчетам, Азербайджану была выделена помощь в размере 320 миллионов долларов. Сумма выглядит скромной, однако, если учесть, что эту помощь оказывала относительно небогатая Турция, и не только Азербайджану, то значимость этих средств для турецкого обывателя возрастет больше. Но по всей видимости, в этом вопросе политические интересы преобладают над экономическими.
Так как экономическая поддержка ряда стран бывшего СССР не прекращалась даже после экономического кризиса прошлого года. Это обстоятельство вызывает раздражение, которое даже выливалось в акции протеста во время бушевания кризиса.
Призывы прекратить субсидии “меньшим братьям” озвучивали и некоторые СМИ, особенно яро это выражалось во время скандала, поднявшегося во время и после визита в Баку госминистра Абдулхалыга Чая, который не смог скрыть свое недовольство тем, что “экономические отношения между Турцией и Азербайджаном напоминают дорогу с односторонним движением”.
Особенно возмущен был Чай таможенными и транспортными тарифами, которые были гораздо ниже для Ирана и России. Отметим, что Азербайджан можно считать наиболее выгодным экономическим партнером среди стран, которым Турция оказывает поддержку и с которыми активно сотрудничает.
Например, в отличие от Баку Ашгабат не идет ни на какие уступки в вопросах энергоресурсов. Более того, по данным бывшего премьер-министра Туркменистана Бориса Шихмурадова, турецкие предприниматели, вкладывающие в страну инвестии, разоряются. Туркменистан не дает согласия участвовать в региональных энергетических проектах. Из-за несговорчивости Туркменбаши вот уже который год срывается проект поставок газа в Турцию.
Кроме того, за исключеннием некоторых компаний, сотрудничающих исключительно с высшим руководством страны, турецкие предприниматели сталкиваются с абсолютным беззаконием. Тем не менее, все эти проблемы не становятся причиной дипломатических скандалов между Анкарой и Ашагабатом, Турция демонстрирует бесконечное терпение в контактах с Ниязовым и все еще пытается склонить его к общетюркской интеграции.
Ответ на вопрос, “почему же, несмотря на все препятствия, проблемные страны притягивают турецкий капитал”, скрыт именно в политических аспектах отношений Турции со своими соседями. Турция – инициатор и участник многих региональных политических и экономических союзов, и обладает лидирующей позицией как в Балканской и Кавказских “тройках” (Турция – Румыния – Болгария и Турция – Грузия – Азербайджан), так и в сообществе тюркоязычных государств. Анкара не скрывает своего желания стать старшим братом (при этом не умаляя достоинство своих партнеров) и идет ради достижения этой цели на экономические потери.
Эта тенденция выражается не только в межгосударственных отношениях, но и в гражданской интеграции. Например, несмотря на тотальную безграмотность в самой стране, Турция ежегодно субсидирует учебу тысяч студентов из тюркских государств.
Кроме того, выделяются огромные средства на научные разработки для ученых, стипендии и т.д. В целях координации экономических и гуманитарных проектов в тюркоязычных странах сразу же после развала СССР было создано специальное ведомство – TIKA (Тюркское агентство сотрудничества и развития). Однако сейчас зона действия этого агентства расширилась.
Началась такая же активная работа с балканскими странами – Румынией, Болгарией, Македонией… В пояснительной информации на сайте этой организации говорится: “…с созданием TIKA, Турция, до того получавшая помощь от развитых государств, стала помогать другим странам”.
Так что считать необоснованным возмущение оставшихся без работы представителей среднего класса Турции тем, что за счет турецкого капитала открываются рабочие места в других странах, не приходится. Только за последний год в поисках работы страну покинули более 20 тысяч турков. Причем около 5 тысяч из них отправились именно в тюркоязычные страны, которые пользуются помощью Анкары.
Однако страна продолжает жертвовать этими средствами для укрепления собственной “более равной” позиции в регионе. Хотя объем этих жертв вызывает беспокойство не только у обывателей и безработных.
Турецкие эксперты призывают правительство не забывать горький опыт Османской империи, которая воевала за новые земли, не контролируя при этом уже имеющимися территориями. И все чаще можно услышать мнение о том, что Турции, может быть, следовало бы сначала попытаться стать нормальным преуспевающим государством, отложив на десятилетие-другое планы превратиться в региональную супердержаву.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год