Т.АНСАРИ
Как заявляют официальные представители американского военного командования, антитеррористическая операция в Афганистане продолжается.
А как сообщил губернатор провинции Кандагар на юго-западе Афганистана Гуль Ага в интервью, опубликованном пакистанской газетой “Джанг”, в ближайшие 10 дней здесь начнется крупная операция по поиску международного террориста Усамы бен Ладена и лидера талибов муллы Мохаммада Омара. “Мы знаем, где они прячутся и скоро приступим к их поимке”, – сказал он, сославшись на “надежные разведданные”.
Правда, при этом Гуль Ага отказался конкретизировать, где и когда именно будет проведена эта операция (“чтобы не спугнуть”), и не рассказал, будут ли участвовать в операции американские войска, однако дал понять, что беглецы находятся в южной части Афганистана.
В свою очередь телекомпания CNN сообщила, что военизированные формирования пакистанских племен окружили в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана большую группу боевиков “Аль-Гаэды” – по предварительным данным, их численность составляет 25 человек.
А как заявили журналистам в Пентагоне, американские военные нашли в Афганистане два огромных склада оружия и боеприпасов: один – близ Герата на западе страны, второй – в горах на востоке Афганистана. Содержимое складов – поразило даже видавших виды американских военных – там находилось пять танков советского производства, 600 тыс. гранат, 15 тыс. мин для минометов, 800 тыс. патронов для крупнокалиберных пулеметов.
Кроме того, указывается, что афганские власти проинформировали о задержании американскими спецназовцами в городе Калат высокопоставленного представителя свергнутого режима талибов. Речь идет о некоем Абдуле Саляме Рокети, который при талибах возглавлял администрацию Джелалабада и был известен также тем, что хорошо владел различными видами высокотехнологичного оружия.
Рокети уже допрошен американцами и помещен под стражу. Продолжается и “тайная война”. По данным другой пакистанской газеты – “Фронтиер пост”, ссылающейся в свою очередь на радио Тегерана, ФБР США создало в Пакистане и Афганистане сеть из более чем 40 пунктов по сбору информации о боевиках “Аль-Гаэды” и “Талибан”.
Офисы ФБР функционируют в различных городах Пакистана, в приграничных с Афганистаном районах, а также, и на афганской территории. Главная же задача этой сети – предотвратить проникновения на пакистанскую территорию боевиков “Аль-Гаэды” и “Талибан”.
Причем инфраструктура ФБР оснащена самым современным оборудованием, включая системы спутниковой и другой связи, беспилотные разведывательные самолеты, системы ночного видения, радарные станции, аппаратуру связи с разведывательными спутниками. Общая стоимость всего оборудования составляет около 4 миллиардов долларов.
Впрочем, “перекрывает пути отхода” для боевиков “Аль-Гаэды” в Пакистан не только сеть ФБР. По последним сообщениям, власти Пакистана направили в прилегающие к границе с Афганистаном районы около 1 тысячи военнослужащих. Основная их задача – поиск талибов и боевиков “Аль-Гаэды” вдоль афганской границы. Министр обороны США Дональд Рамсфельд в свою очередь поблагодарил пакистанские власти за помощь, которая оказывается в поиске боевиков. Однако многие масс-медиа вполне серьезно рассматривают и другую версию.
Прилегающие к границе с Афганистаном районы Пакистана – а это прежде всего “зона свободных племен”, Северо-Западная провинция и Вазиристан – давно известны как средоточие “пуштунской вольницы”. Нынешняя афгано-пакистанская граница – это бывшая “линия Дюранда”, разделившая независимый Афганистан и тогдашнюю Британскую Индию, и она рассекает надвое и исторические земли Пуштунистана, и традиционные маршруты кочевок пуштунских племен. Граница эта контролировалась и охранялась весьма условно.
Плюс ко всему влияние соседней афганской вольницы, где говорить о влиянии центральной власти в регионах можно было только с изрядной долей воображения и где ни один правитель не мог утверждать, что его власть признавали все пуштунские племена и местные вожди, на пакистанских пуштунов было столь сильным, что в Северо-Западной провинции и Вазиристане власти шли на определенные уступки: тут, в частности, разрешалось носить оружие.
Однако, похоже, появление на политической авансцене талибов и начало волны террора в самом Пакистане изменили многое. По последним данным, старейшины племен укрывают у себя значительное количество боевиков. Связи же “Аль-Гаэды” с вооруженной исламской оппозицией в самом Пакистане уже ни у кого не вызывают сомнений. Таким образом, очевидно, что официальный Пешавар попросту решил навести порядок у себя дома.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год