Х.ИСМАЙЛОВА
“Никаких конкретных результатов нет”. Так вчера вечером в эксклюзивном интервью “Эхо” прокомментировал итоги трехсторонней встречи министров иностранных дел Турции, Армении и Азербайджана в Рейкъявике глава внешнеполитического ведомства страны Вилаят Гулиев.
Министр опроверг информацию о том, что встреча проходила в напряженной обстановке, выразив удивление тем, как распространилась информация с закрытого заседания, причем за несколько часов до его начала. Напомним, что такая информация, со ссылкой на представителя пресс-службы МИД Исландии, была распространена некоторыми азербайджанскими СМИ.
“Встреча проводилась по инициативе министра иностранных дел Турции Исмаила Джема. Цель – обсуждение проблем Кавказа и, конечно же, карабахского урегулирования. Армянская и азербайджанская стороны выразили свои позиции, затем было высказано общее мнение о том, что страны региона, в особенности Турция, являющаяся членом НАТО и кандидатом в члены Евросоюза, должна более активно участвовать в этом процессе. Отмечу, что Турция еще и входит в Минскую группу.
Но, к сожалению, в последнее время Минская группа не собирается в полном составе, заседают лишь сопредседатели. Вот так и прошла встреча. Но ее целью было не решение каких-то вопросов, а начало трехсторонних контактов”, – сообщил В.Гулиев. Напомним, что встреча в Рейкъявике проходила в рамках заседания министров стран, входящих в программу “Партнерство во имя мира”.
Именно благодаря этому и стала возможной трехсторонняя встреча. До этого Армения долго не отвечала на предложение Исмаила Джема встретиться в таком формате. По сообщениям турецкой прессы, реакция Джема на излишнюю разборчивость Еревана в выборе места было довольно спокойной: “Мы – страна без комплексов. Можем побеседовать и в Рейкъявике”.
По сообщениям армянской газеты “Азг”, рейкьявикскую встречу Осканян-Джем предварили тайные переговоры высокопоставленных должностных лиц внешнеполитических ведомств Армении и Турции.
Как пишет “Тюркиш дейли ньюс”, для подготовки встречи Осканян-Джем начальник отдела Среднего Востока МИД РА Карен Мирзоян (до того – представитель НКР в РА) прибыл в Анкару и переговорил с Эртаном Тезгором, представляющим МИД Турции.
По данным газеты “Джумхуриет”, в Рейкъявике намечалось обсуждение четырех вопросов:
– пути урегулирования карабахской проблемы;
– мир после 11 сентября;
– проблемы в отношениях Анкары с Ереваном;
– роль Турции в карабахском урегулировании.
Однако, по словам Вилаята Гулиева, вопрос возобновления дипломатических и экономических отношений Турции с Арменией на встрече не обсуждался. “Армянская сторона не поднимала его. Впрочем, если бы так случилось, позиция Турции предельно ясна. Анкара не возобновит отношения с Ереваном, пока оккупированные территории не будут освобождены”. Министр отметил, что этим ограничивается информация, открытая для прессы. Отвечая на вопрос, обсуждались ли какие-нибудь предложения Минской группы, министр отметил, что предыдущие три идеи были отвергнуты сторонами конфликта, так что выносить их на обсуждение снова нет никакого смысла.
А новых существенных предложений от этой организации не поступало. “Мы не стали ворошить историю, лишь обменялись мнениями по поводу того, какие действия могли бы помочь решению конфликта. Такие встречи важны для того, чтобы придать новый импульс процессу урегулирования”. В итоге было распространено заявление, где было выражено согласие продолжать эти встречи и в будущем.
– Возможна ли активизация Турции в процессе урегулирования.
– Я думаю, что после 11 сентября значимость Турции заметно возросла как на Кавказе, так и на Ближнем Востоке. Анкара также выступает в качестве эксперта по этим вопросам в НАТО. Исходя из этого, считаю, что Турция может более активно воздействовать на события в регионе. Кроме того, безопасность региона и Турции взаимосвязаны. Так, например, может проводиться работа по урегулированию конфликтов в регионе и налаживанию турецко-армянских отношений. Отметим, что вопросы урегулирования конфликтов, в том числе и карабахского были затронуты и на встрече министров иностранных дел стран-членов и партнеров НАТО. Бывший председатель ОБСЕ, глава МИД Румынии Мирча Джоану отметил необходимость подключения НАТО к их решению. Однако другие участники встречи отнеслись к этой идее негативно, отметив, что ОБСЕ обладает достаточными механизмами и вопрос должен оставаться в ведении ооновских структур. На собрании выступил также глава внешнеполитического ведомства Азербайджана.
Речь Вилаята Гулиева была посвящена вопросам сотрудничества стран, не являющихся членом НАТО, но входящих в Евроатлантический совет. Он выступил с предложениями для развития отношений. Вопрос расширения НАТО будет обсужден во время наябрьского саммита в Праге. 9 стран ждут своей очереди на вступление в этот блок. Кроме того, в Праге будет обсужден вопрос выхода блока на Средиземноморье. Было выражено мнение о том, что НАТО должна распространить свое влияние и на этот регион.
Что касается того, входит ли в планы Северо-атлантического блока распространить свое влияние и на Южный Кавказ, то, по мнению Вилаята Гулиева, в этом регионе нет страны, отвечающей требованиям и стандартам НАТО. “Азербайджан и Грузия желают углубить сотрудничество с НАТО, но говорить о нашем соответствии стандартам блока на уровне прибалтийских стран рано”. Вилаят Гулиев также прокомментировал завершившиеся вчера переговоры личных представителей президентов Азербайджана и Армении.
Напомним, что встреча проходила в пригороде Праги в замке Штирин. Как сообщает пресс-служба ОБСЕ, заместители министров иностранных дел двух стран Араз Азимов и Татул Маркарян в течение трех дней обсуждали вопросы, связанные с урегулированием конфликта. Переговоры были организованы сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которые и председательствовали на встрече. “Личные представители будут информировать своих президентов о результатах переговоров. Последующие встречи будут согласованы сторонами”, сообщает тот же источник (“Туран”). Впрочем, по словам В.Гулиева, ощутимых результатов не дали и эти переговоры.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год