Т.АНСАРИ
Активность избирателей в Нидерландах по традиции высока – к избирательным урнам тут стабильно приходят восемь из десяти граждан страны, имеющих право голоса. Однако нынешняя кампания оказалась рекордной по активности – уже за первые три часа проголосовали около 16% избирателей, в то время как на прошлых выборах этот показатель составил около 13%. Судьбу едва ли не поворотного момента в истории Голландии – выборов 15 мая – предрекали все кому не лень.
Сначала социологов поверг в шок небывалый рост популярности партии “Жизнеспособные Нидерланды” во главе с Пимом Фортайном, не скрывавшим ни своих фашистских убеждений, ни гомосексуальных наклонностей. Он называл ислам “отсталой религией”, выступал за ограничение въезда в Нидерланды выходцев с Ближнего и Среднего Востока и даже предлагал отменить статью в конституции, гарантировавшую всем гражданам страны равные права. Партия Фортайна стремительно набирала очки, пресса уже называла его “голландским Ле Пеном”, социологи предрекали “Жизнеспособным Нидерландам” до трети голосов на выборах.
Однако вечером 6 мая Нидерланды повергло в шок убийство Пима Фортайна – неизвестный убийца выпустил в него шесть пуль после того, как ультраправый политик выходил из радиостудии города Хильверсум. Убийцу – активиста местного экологического движения – вскоре задержали. В первые дни после убийства Фортайна в Голландии всерьез заговорили о переносе выборов. Однако потом решили проводить их в намеченные сроки – 15 мая.
Первые же опросы избирателей у выхода из кабинок – знаменитые exit polls – показали, что даже после убийства своего лидера партия Фортайна продолжает набирать очки. Как минимум 30 мест в парламенте ей обещали уже утром 15 мая, когда выборы были в самом разгаре.
Еще накануне голосования социологи пришли к выводу, что на первом месте окажется нынешняя оппозиция – христианские демократы, сделавшие упор на моральные ценности. Второе место предрекают лейбористам, следом за ними окажется либеральная коалиция. “Жизнеспособные Нидерланды”, или “список Фортайна”, в этом списке только четвертые.
Шансы же сторонников Фортайна войти в правительство наблюдатели оценивают весьма осторожно. Его состав будет определен на основе результатов “коалиционных переговоров”, и весьма вероятно, что представители “традиционного” спектра попросту выпихнут сторонников покойного Пима Фортайна из большой политики. Однако очевидно, что “рывок вправо” и откровенные симпатии к ультраправым политикам, выступающим за жесткие антииммигрантские меры, становятся уже явлением всеевропейского масштаба.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год