НУРАНИ
По информации телекомпании CNN, аналитики ЦРУ пришли к выводу, что Северная Корея, по всей видимости, уже обладает ядерными бомбами. Такое заявление, выступая в одном из университетов Техаса, сделал замдиректора ЦРУ Джон Маклаулин.
По его словам, КНДР прекратила работы на своем ядерном центре Йонгбьон, однако никто не может сегодня поручиться, что подобная деятельность не ведется где-либо еще. По мнению аналитиков из ЦРУ, Северная Корея, по всей видимости, обладает одной или двумя ядерными бомбами, кроме того, она располагает биологическим и химическим оружием.
Серьезные опасения ЦРУ внушает и северокорейская ракетная программа. Официально КНДР придерживается моратория на ракетные пуски и выразила готовность обсуждать “ракетный вопрос” с США, однако, как полагают в ЦРУ, северокорейские “Нодоны” демонстрировались в Иране и Пакистане. А это означает, что Северная Корея может выступать в роли донора ракетных технологий.
Как известно, несколько лет назад в Северной Корее были проведены испытания ракет средней дальности “Нодон-3”. Потом власти страны оповестили весь мир о запуске собственного искусственного спутника. Правда, засечь в эфире его сигналов (согласно заявлениям северокорейских СМИ, спутник передавал мелодию гимна КНДР) за пределами Северной Кореи, так никому и не удалось, и в Вашингтоне пришли к выводу, что “запуск искусственного спутника” на самом деле был неудачным испытанием очередной модификации ракет типа “Нодон” или “Тэпходон”.
Тем не менее, как полагают американские специалисты, сегодня северокорейские ракеты могут “доставать” не только до американских баз, как иранские “Шахабы” или иракские “СКАДы”, но и до территории США. Под угрозой, полагают в Вашингтоне, находятся Гавайские острова, Аляска и, возможно, часть тихоокеанского побережья основной территории США.
По мнению аналитиков, именно северокорейская ракетная программа сыграла не последнюю роль в принятии решения о начале работ по созданию в США так называемой “малой противоракетной обороны” и начале дискуссии о необходимости модификации договора по ПРО от 1972 года.
При этом экономическое положение КНДР к осуществлению столь масштабных проектов явно не располагает. Как сообщает российская интернет-газета “Утро” со ссылкой на агентство Reuters, гуманитарный координатор ООН Дэвид Мортон заявил на своей пресс-конференции 16 апреля, что недостаток продовольствия в хронически голодной Северной Корее усугубится в этом году из-за плохого урожая прошлого года и суровой зимы:
“В отношении голода мы думаем, что 2001 г. станет самым трудным после 1998 г.”. По его словам, урожая 2000 года не хватит для того, чтобы удовлетворить потребности в продовольствии 22-миллионного населения страны. Государственные запасы продовольствия практически исчерпаны в январе – на пять месяцев раньше, чем в прошлом году. В настоящее время государство располагает небольшой продовольственной помощью из Южной Кореи, но она иссякнет в мае. “После этого официальной системе распределения продовольствия будет фактически нечего распределять, – заявил Мортон. – Мы ожидаем, что нехватка продовольствия будет отражаться на жизни людей, начиная с настоящего времени и до следующего урожая, который будет собираться в октябре или ноябре”.
При этом межкорейское урегулирование тоже идет более медленными темпами, чем представлялось сразу после начала диалога Сеула и Пхеньяна. Первым тревожным сигналом с Корейского полуострова стало заявление Джорджа Буша во время переговоров с президентом Южной Кореи Ким Дэ Чжуном в Вашингтоне.
Президент США тогда высказал скептицизм по отношению к возобновлению дружбы с Северной Кореей. Уже после этого, указывает “Утро”, Пхеньян отменил встречу министров двух стран и переговоры по поводу объединения корейских семей, разлученных многолетней враждой, и передумал посылать свою сборную по настольному теннису на чемпионат мира в Японию. Работа над проектами по восстановлению автомобильных и железных дорог, соединяющих две Кореи, также приостановлена.
Отложен и межкорейский саммит. Правда, южнокорейский министр по делам объединения Лим Дон Вон выступает с “успокаивающими” заявлениями: “Переговоров по поводу определенной даты не было, и делать прогнозы на эту тему трудно, – сказал министр на встрече с лидером оппозиционной Великой национальной партии Ли Хой Чангом. – Мы думаем, что председатель Ким (Чен Ир) нанесет ответный визит в Сеул, но мы считаем, что он немного откладывается”. Однако не заметить роста напряженности на Дальнем Востоке уже невозможно.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год