И.ЮСИФОГЛУ
Проблемы ПНФА-“реформаторов” сегодня в центре внимания СМИ страны. Решение об исключении из рядов партии секретаря ЦИК Гудрата Гасангулиева, последовавшие за этим отставки и действия экс-партийцев вновь актуализировали обсуждение проблем партии – лидера парламентской оппозиции. Сегодня на вопросы “Эхо” отвечает председатель ПНФА-“реформаторов” Али КЕРИМЛИ.
– Как бы вы прокомментировали последние события в ПНФА?
– За неоднократное нарушение устава партии, деятельность, направленную против политического курса ПНФА, из партии исключены 9 человек. Поэтому теперь события происходят не в рамках ПНФА. Все местные и центральные структуры ПНФА – президиум, контрольно-ревизионная комиссия, районные и городские организации – работают в прежнем порядке. И продолжат деятельность в этом режиме. Происходящие после этого события не имеют никакого отношения к ПНФА. Просто посредством проправительственных СМИ они насильственно увязываются с ПНФА.
– А как вы оцениваете заявления о создании “третьей ПНФА”?
– Признаки этих стремлений уже видны. К сожалению, исключенные из партии лица предприняли шаг, не вмещающийся ни в какие юридические рамки и не имеющий аналогов. Эти люди, несмотря на исключение из рядов партии, теперь объявили себя оргкомитетом и выступают от имени партии. А это может оцениваться, как оргкомитет “третьей ПНФА”.
– Оказало ли решение об исключении 9 человек влияние на взаимоотношения ПНФА с союзниками?
– Ни в коей мере. Вы знаете, что Демконгресс в связи с последними событиями распространил заявление, однозначно поддерживающее ПНФА. Давление на ПНФА осудили АМИП, партия “Терегги”, с которыми у нас отношения союзников. Партия “Адалят”, с которой у нас тесные связи, еще раз заявила о поддержке ПНФА. Ни внутри партии, ни в отношениях с союзниками нет никаких изменений.
– Ваше отношение к идее “единения ПНФА”?
– К сожалению, почти полтора года назад, в дни, когда покойный Абульфаз Эльчибей ушел из этого мира, группа людей отошла от ПНФА. Мы тогда были против ухода этих людей. Даже встретились с ними за день до 19 августа, когда они намеревались провести совещание и принять решение об уходе. Вели переговоры, чтобы эти люди не покидали партию. К сожалению, тогда мы не смогли достичь этой цели. И эти люди, воспользовавшись растерянностью, взяв с собой определенную группу членов ПНФА, отошли от партии.
С тех пор и до сегодняшнего дня мы приветствуем все инициативы по объединению ПНФА. С этой целью 13 февраля этого года президиум принял решение о создании объединительной комиссии. Она провела две встречи с группой, именуемой “классики”. Мы приветствуем процесс объединения, протекающий в рамках устава партии. Но если кто-то, воспользовавшись этим процессом, попытается вновь расколоть партию, мы будем продолжать свою деятельность в прежнем порядке. И так легитимность партии не вызывает никаких сомнений.
– В каком ключе сейчас проходят переговоры по объединению ПНФА?
– Были две встречи. На первой достигнута договоренность о воздержании от взаимных оскорблений. К сожалению, в последние дни некоторые функционеры из лагеря “классиков” нарушают эту договоренность. Но мы ее выполняем. На второй – были представлены взаимные предложения сторон. Предполагалось, что они будут обсуждены на заседании президиума. После этого в связи с участием председателя комиссии Гуламгусейна Алибейли на заседании ПАСЕ в Страсбурге консультации были прерваны на неделю. После возвращения председателя комиссии было несколько контактов. Возможно, в ближайшее время пройдет встреча.
– Предложения носят конкретный характер? Или переговоры пока на уровне намерений?
– Речь идет о конкретных механизмах объединения. Обсуждается, как нам стоит вести работу с тем, чтобы не ставить под сомнение легитимную деятельность партии, обеспечить уважение прав всех членов ПНФА.
– Объединение ПНФА может привести к каким-либо изменениям в руководстве партии?
– Мы – сторонники обсуждения и решения проблем. Нет проблем, которые невозможно решить в рамках демократических процедур.
– А на какие должности в объединенной ПНФА претендуют сегодня “классики”?
– Пока вопрос должностей не обсуждался. Переговоры еще не дошли до этой стадии.
– Деятельность 9 исключенных партийцев может повлиять на вашу позицию по объединению ПНФА?
– Исключено. Мы стоим на прежних позициях. Мы заинтересованы в переговорах с классическим крылом ПНФА и будем их продолжать.
– ПНФА в ЦИК представляет исключенный Гудрат Гасангулиев. Будете менять представителя?
– Да. В июне, когда придет время, ПНФА определит своего представителя в Центризбиркоме. Пока рано называть конкретную кандидатуру.
– Сегодня все чаще обсуждается вопрос внесения изменений и дополнений в закон “О президентских выборах”. Какие изменения и дополнения в этот закон предлагает ПНФА?
– Правовая комиссия ПНФА готовит документ под названием “Концепция реформ в сфере выборов”. Уже готов первичный вариант документа. Проект будет обсуждаться и на заседании депутатской фракции.
– Каковы основные тезисы концепции?
– Документ определяет механизм изменений состава Центризбиркома, изменений в законы “О президентских выборах” и “О парламентских выборах”. В ближайшие дни представим этот проект.
– Вы возглавляете оппозиционное парламентское объединение Демократический блок. Как вы оцениваете его деятельность?
– Высоко. Знаете, 10 членов Демблока каждую неделю выносят судьбоносные для страны вопросы на обсуждение Милли меджлиса. Нас в десять раз меньше, чем представителей власти, но нам удается создавать паритет на обсуждениях. И в ряде случаев большинство остается даже в беспомощном положении. Чаще всего такие обсуждения прекращают, отключая наши микрофоны. Несмотря на малочисленность, мы можем противостоять парламентскому большинству, показывать азербайджанскому избирателю наличие альтернативы в ММ. Удается даже предотвращать принятие в ММ решений, препятствующих национальным интересам Азербайджана. К примеру, Демблоку удалось воспрепятствовать принятию проекта постановления о геноциде в Ходжалы, противоречившего национальным интересам Азербайджана.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год