Дж.ИБРАГИМОВА
Выписывая в поликлинике рецепт, врач настоятельно рекомендовал не брать препарат-заменитель, который мне могут предложить в аптеке. “Покупайте только то, что я выписал. Заменитель не оправдывает себя и скорее похож на подделку”, – объяснил он для большего подтверждения. “А что есть и фальшивки?”. “А что сейчас не подделывают?” – вопросом на вопрос ответил врач. Известно, что, например, на фармацевтическом рынке России, по оценкам фармпроизводителей, 12% лекарств являются фальшивками. Ущерб же фармацевтических компаний от подделок лекарств в РФ оценивается в 250 млн. долларов в год.
Причем данные о доле поддельных лекарств на российском рынке превышают прежние оценки экспертов в 2 – 4 раза. В списке подделок – лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в том числе антибиотики, лекарства для лечения желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, обезболивающие средства.
Серьезность проблемы побудила Минздрав России предложить ряд поправок, предусматривающих ужесточение наказаний за подделку лекарств. В частности, они включают наказание лишением свободы на срок до 6 лет за подделку лекарств, обязательное уничтожение фальсифицированных препаратов и увеличение штрафа за хранение и сбыт лекарственных подделок. Вряд ли, конечно, на территории Азербайджана может с полным размахом действовать подпольный завод по производству фальшивых лекарств. Все же это эта процедура гораздо сложнее, чем разлив в бутылки из-под “Боржоми” обыкновенной водопроводной воды.
Отечественные фармзаводы сегодня выпускают в основном лекарственные пасты и мази, а также те таблетки, которые не требует дорого сырья и сложнейшей технологии изготовления. А потому внутренний рынок приходится заполнять иностранными лекарствами. Сегодня Азербайджан получает из-за рубежа свыше 2000 препаратов. Этим и пользуются нечистоплотные дельцы дорогого фармацевтического бизнеса. Хотя и не только они. Не так давно деятельность в стране одной из турецких компаний, производящей высококлассную полиграфическую продукцию, была приостановлена именно по причине выпуска упаковок из-под лекарств ведущих фармацевтических компаний мира. В коробки упаковывались безвредные, но и не приносящие никакого лечебного эффекта препараты. Компания была выдворена из Азербайджана.
Однако, если и не от местных производителей фальшивых лекарств, то из-за границы, частным извозом, в страну завозится большой поток поддельных лекарственных препаратов. Закупаются они в ближнем или дальнем зарубежье по низким ценам. А в аптеках продаются по ценам, соответствующим их подлинным образцам. Любой лекарственный препарат, завозимый с страну, обязан пройти лабораторное освидетельствование. Даже работающие только на основе заключения государственых контрактов фармацевтические учреждения предоставляет образцы завезенной серии лекарств на контроль в лабораторию отечественного Минздрава. Только после получения сертификата препарат поступает в аптечную сеть. Но действуют ли наши в целом неплохо разработанные законы?
Тем более, что проблема незаконно действующих аптек в стране, несмотря на ряд кампаний по их искоренению, по-прежнему стоит остро. Увы, неоднократно принимаемые Минздравом страны меры эффективны на короткое время. В торгующих без наличия лицензии аптеках не имеется требуемых по закону помещений, холодильников. Нет специалистов. Продавец заинтересован скорее продать лекарство, не заботясь, да и не понимая эффективности того или иного лекарства при различных диагнозах.
Фармацевтический рынок Азербайджана сегодня слабо контролируется правительством. Аптеки искусственно завышают стоимость лекарств. Необоснованный рост цен на лекарства на отечественном фармацевтическом рынке продолжается. Тысячи перепродавцов занимаются откровенной спекуляцией. Так почему бы нашему правительству не воспользоваться примером России. Со вчерашнего дня в Москве для оптовых организаций, торгующих лекарственными средствами, и аптек были установлены предельные надбавки, которые отныне будут применяться при формировании цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Это список утверждается правительством России. Предельные надбавки для оптовиков при прямых закупках по фактической отпускной цене отечественного производителя составят 15%. При этом под фактической отпускной ценой понимается цена, по которой производитель реально отпускает лекарственные средства и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар. К контрактной цене иностранного производителя лекарственных средств при прямых закупках предельная надбавка составит 25%.
В этом случае расходы, связанные с таможенным оформлением груза, включаются дополнительно сверх торговой надбавки. Предельная надбавка к отпускной цене организаций оптовой торговли, закупающих лекарственные средства за счет собственных денег непосредственно у производителей, составит 10%. Предельные розничные надбавки, применяемые при формировании цен на лекарственные средства в аптеках к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств при прямых закупках, составят 35%, а к отпускной цене организации оптовой торговли – 25%. Таким образом, установленные предельные надбавки на цены на лекарства позволят эффективно контролировать фармацевтический рынок. В России. Не у нас.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год