В Уголовном кодексе Азербайджана поправка

C.МУСТАФАЕВА И.РЗАЕВ

Информационный повод

-… А вот в Нью-Йорке азербайджанцы получили премию.

– За что?

– За то, что на 101-м этаже небоскреба Манхэттена умудрились вынести и застеклить балкон.

Героев этой кавээновской шутки в Азербайджане может ждать иная судьба. Согласно дополнениям в Уголовный кодекс, утвержденным на заседании Милли меджлиса от 26 апреля, вынос балконов и перепланировка квартир могут стоить 4-х лет лишения свободы, если эти реконструкции и перепланировки приведут к аварийности или разрушению объекта. Притом в тексте дополнения говорится о приведших к разрушению реконструкциях “без разрешения соответствующего органа исполнительной власти”. Предложение поступило в ММ за подписью президента.

Реальность

Жители дома, находящегося по проспекту Азербайджана, 1/4, с июля прошлого года “воюют” с народной артисткой Азербайджана, депутатом ММ Зейнаб Ханларовой. Дело в том, что именно с этого времени З.Ханларова, приобретшая квартиру в данном доме, причем не одну, вознамерилась расширить свою жилплощадь, т.е. прибавить к своим 540 кв.м еще парочку-другую.

Для этого депутат ММ начала строительство своеобразного балкона, металлическая конструкция которого врезается, можно сказать, в стены здания. Что интересно, балкон строится поверх уже имеющейся пристройки, на которой строители разместили остов будущего строения, занимающего довольно внушительную площадь.

Соседи категорически против этого строительства, т.к. здание после землетрясения признано аварийным, что подтверждено соответствующей комиссией. По словам обитателей дома, “еще одна пристройка может поколебать основу старого здания, которое внутри буквально испещрено глубокими и длинными трещинами. Если произойдет еще одно землетрясение, дом обрушится”, – говорят они. Соседи утверждают, что действия З.Ханларовой незаконны еще и потому, что строительство ведется без их согласия, а также без согласования с архитекторами.

Кроме того, постройка перекрывает доступ воздуха к квартирам первого этажа, окна которых выходят только во двор. Положение усугубляется еще и подземными грунтовыми водами, которые беспрерывно, как объясняют жители дома, выкачиваются. Тем не менее группа жильцов 9 семей не сидит сложа руки. Они продолжают письменно обращаться в соответствующие инстанции, несмотря на то, что их письма остаются даже без устного ответа. Список инстанций, куда обращались “пострадавшие соседи”, весьма внушительный – мэрия, аппарат президента, ММ.

Что интересно, власти признают, что развернувшееся строительство – незаконно. В частности, начальник инспекционного отдела мэрии Седагет Мамедова на обращения жителей отвечала именно так. Более того, один из представителей этого отдела пообещал, что незаконная постройка будет снесена и это должно было произойти 29 апреля. Тем не менее соседи З.Ханларовой так и не дождались обещанных превентивных мер.

Кстати, в инспекционном отделе жалобщикам сказали также, что на ведущееся в доме строительство мэрия разрешения не давала – нет технической документации, чертежа постройки и др. Однако “строительство продолжается и наша знаменитая и влиятельная соседка не хочет отказываться от намерений соорудить себе кухню, которая может впоследствии стоить всем нам жизни. Непонятно только, почему власти, зная о том, что строительство незаконно, не предпринимают соответствующих мер?”, – говорят соседи Зейнаб Ханларовой. Отметим, что все попытки “Эхо” связаться с народной артисткой Азербайджана не увенчались успехом.

Депутата не оказалось дома. Подобные усилия предпринимались и соседями З.Ханларовой, но депутат ММ отказалась дискуссировать “с народом”, несмотря на то, что это является ее прямой обязанностью. Снова о дополнениях Итак, Милли меджлис утвердил вышеназванные дополнения в Уголовный кодекс. Между тем, как показывает практика, в Азербайджане законы либо умело обходятся, либо их наличие используется в качестве средства для наживы.

Недаром на постсоветском пространстве бытует мнение, что “законы существует лишь для того, чтобы их обходить”. Отметим, что принятые дополнения к Уголовному кодексу являются лишь следствием произошедшего, но не причиной. Причина же – повсеместно развернувшееся незаконное строительство балконов, пристроек, на которые, по идее, мэрия “ни под каким предлогом разрешения не выдает”.

С другой стороны, можно понять и тех, кто идет на подобный шаг, – “мы сделали пристройку не от счастливой жизни. Сколько могут пять человек ютиться в однокомнатной квартире? Для покупки же другой у нас нет средств”. С такими явлениями каждый из нас встречался очень много раз, но и в этом случае последствия вполне предсказуемы. Через определенный промежуток времени, после завершения строительства очередного балкона или пристройки, к “зачинщикам” наведываются представители жилищно-эксплутационного управления, которым в срочном порядке необходимо “позолотить ручку”.

Как заявили “Эхо” обладатели пристроек, “такие гости к ним наведываются примерно три раза в год”. Но хуже всего бывает тогда, когда в ЖЭУ меняется руководство. Что, как выяснилось, происходит очень часто”. Уместно спросить: почему сотрудники ЖЭУ или представители других соответствующих инстанций наведываются лишь тогда, когда строительство уже завершено?

Поэтому не исключено, что принятые дополнения к Уголовному кодексу станут тем, чем на сегодняшний день является закон “Об основах архитектуры”, в котором говорится, что все здания или строительные объекты должны соответствовать первоначальному проекту, любое вмешательство в который является противозаконным и наказуемым действием. Что говорят специалисты По мнению президента Союза архитекторов Азербайджана (САА) Ильхама Алиева, принятые дополнения к Уголовному кодексу во всех отношениях позитивный фактор.

Однако, как считает И.Алиев, важен не процесс принятия, а механизм реализации, поскольку, как показывает практика, несмотря на то, что запрет в отношении незаконного строительства достаточно четко определен действующим законодательством, оно ведется, причем с достаточно широким размахом. Между тем, президент САА считает, что разрешение на подобное строительство должно выдаваться только в исключительных случаях, и то при проведении соответствующей экспертизы, дающей заключение о массе строения и возможной нагрузке на основную конструкцию здания.

По словам И.Алиева, вмешательство в проект сооружения, являющегося архитектурным памятником, возможно только при согласии его автора либо согласно решению Кабинета министров и САА. Кроме того, подобные реконструкции должны производиться только с согласия жителей этого сооружения.

В то же время, согласно информированным источникам в Бакинской мэрии, разрешение на строительство пристроек и балконов не выдается “ни при каких обстоятельствах”. Объекты должны соответствовать изначальному проекту. Кроме того, подобные пристройки или же надстройки могут ослабить основную конструкцию здания.

На вопрос о том, почему вопреки запретам количество самостроек в Баку увеличивается, “Эхо” ответили, что с этим бороться практически невозможно и это явление наблюдается не только в нашем городе. На таком фоне снос самостроек также не является эффективным средством, т.к. при этом нельзя забывать и о человеческом факторе.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: