Р.ОРУДЖЕВ
Вчера в партии “Адалят” прошел “круглый стол” руководителей азербайджанской оппозиции и независимых политологов. Лидер партии Ильяс Исмайлов созвал форум для того, чтобы сообщить о своем проекте обращения от руководства оппозиции страны к генсекретарю ООН Кофи Аннану.
В нем содержится идея проведения предстоящих президентских выборов в стране под эгидой международных организаций. Практически все участники “круглого стола” поставили свои подписи под этим документом.
Перед подписанием документа состоялся обмен мнениями между участниками встречи, который в целом был выдержан в духе поддержки инициативы И.Исмайлова. Но самое интересное, так сказать кульминационный момент заседания, произошло ближе к концу, когда в неожиданный спор вступили политолог Эльдар Намазов и лидер “Мусават” Иса Гамбар.
Начало достаточно жесткому диалогу положил глава мусаватистов, который в своем выступлении счел нужным прореагировать на недавний выход в эфир ANS Намазова. В своем телевыступлении политолог дал критическую оценку эффективности тактике митингов под лозунгами отставки Гейдара Алиева. По мнению Намазова, за год до выборов следует сосредоточиться на требованиях изменения законодательства о выборах, Центризбиркома страны, установления жесткого мониторинга за выборами.
А после достижения всех этих целей уже можно будет постараться победить на выборах. Требовать отставки правительства до выборов Намазов считает неэффективным. Кстати, большинство выступавших на встрече также акцентировали внимание на необходимости создания условий для свободных демократических выборов.
Но Гамбар заявил, что мусаватисты тоже подготовили свой пакет документов по изменению законодательства, однако на такие инициативы власти не обращают внимания, и если даже они пойдут по этому пути, Э.Намазов снова выступит по ТВ и скажет, что и это неверный путь. В ответ на это Намазов заметил, что, во-первых, азербайджанский народ и общество готовы к свободным выборам, вопрос только в том, что их надо как-то организовать. Он вновь повторил, что требование отставки за год до выборов неэффективно, тем более, что желаемых результатов эти митинги не дают.
А Иса Гамбар очень часто выступает в своей газете, обещая, что митинги дадут эффект. А когда не добиваются целей, то доверие населения к партиям падает еще больше. Сейчас, по мнению Намазова, оппозиции нужно думать о том, как вернуть доверие большинства населения, которое пребывает сегодня в пессимизме и не доверяет политическим силам Азербайджана. Без привлечения внимания населения к самим выборам достичь целей будет невозможно.
Со своей стороны политолог задал вопрос Гамбару: если вы считаете, что при Алиеве невозможно провести демократические выборы, если нельзя добиться того, чтобы при нем были внесены изменения в законодательство, то почему считаете, что можно добиться того, чтобы он добровольно ушел в отставку? Или же, наоборот, если у вас есть силы для того, чтобы добиться его отставки, почему у вас нет сил добиться внесения изменений в законодательство?
Но председатель “Мусават” и тут не смолчал, сказав, что у партии есть своя стратегия, состоящая из программы-минимум и программы-максимум. Мусаватисты тоже понимают необходимость свободных выборов и добиваться целей намерены по своим программам, в которые входят требования и демократических выборов, и отставки нынешнего президента.
Э.Намазов же отметил, что насчет существования программ все понятно, но удивительно, что сначала “Мусават” пытается достичь целей программы-максимум, а уже после приступить к реализации программы-минимум. Политолог напомнил об одной характерной особенности действующей в стране власти, согласно которой тот, кто не с нею, тот против нее. И только тот, кто полностью поддерживает все действия властей, может быть с ними, остальные – враги.
Он сказал, что если по тому же пути пойдет и наша оппозиция, то в обществе она добиться ничего не сможет. На этом диалог, привлекший всеобщее внимание, закончился, и И.Исмайлов смог подвести итог заседанию “круглого стола”. Своей цели он добился, обращение в ООН было поддержано.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год