Г.МАМЕДЗАДЕ
Многочисленная армянская диаспора во Франции внимательно отслеживает ход президентских выборов. 5 мая, во втором туре президентских выборов, армяне поддержат нынешнего главу Франции Жака Ширака.
Еще накануне первого тура выборов армянские общины страны обратились к двум основным кандидатам – Жаку Шираку и Жану-Мари Ле Пену с вопросами по поводу их отношения к попыткам отрицания факта “геноцида армян” в Османской Турции, а также осуществляемой Турцией блокады Армении. В ответном письме Ширак отметил, что “факт геноцида не может быть оспорен”, тем самым подчеркивая, что политика Франции в этом вопросе останется неизменна.
По прогнозам социологов, победа Ширака во втором туре, практически предрешена. В таком случае как отразится поддержка армянского лобби на политике Ширака в отношении карабахского конфликта в будущем? Этот вопрос мы попросили прокомментировать лучшего эксперта по вопросам французской политики в Азербайджане, ответственного секретаря Общества дружбы “Азербайджан-Франция” Рамиза Абуталыбова:
– Победа Ширака во втором туре не вызывает никаких сомнений. А что касается непосредственно Армении и Азербайджана, то свои позиции в этом вопросе нынешний президент страны Жак Ширак, впрочем, как и его предшественник Франсуа Миттеран, неоднократно высказывали на встречах с представителями азербайджанского руководства. Лозунг прост: “Мы – друзья Армении, и с Азербайджаном тоже хотим быть друзьями”. Это означает, что официально поддерживая Армению, Ширак как мудрый государственный деятель в то же время пытается достичь некоторого баланса и по отношению к Азербайджану, но этот путь еще предстоит пройти…
– А насколько существенной может оказаться для Ширака поддержка армянской общины?
– Армянская диаспора во Франции насчитывает порядка 400 тысяч человек, 95% которых – граждане Франции. Армяне живут во Франции еще со времен Наполеона. Примечательно, что, с одной стороны, эта община сумела сохранить свою культурную самобытность, с другой – плотно внедриться во французское общество. Армяне представлены практически во всех сферах общественной и политической жизни Франции: в депутатском корпусе, в исполнительной власти, в бизнесе, очень активны и многочисленны в прессе. Армянская диаспора имеет серьезные финансовые рычаги. Естественно, любое правительство будет уважать их гражданские права.
В том числе и националист Ле Пен, выступающий с высказываниями типа – “Франция для французов”. Поскольку, в данном случае, под “французами” подразумеваются не только этнические французы, но и лица иностранного происхождения, имеющие гражданство Пятой республики. Но основным объединяющим фактором армянской диаспоры, ее силы является армянская церковь. А главное, армяне умеют искусно вести пропаганду. И если оказывают давление на принятие тех или иных политических решений, то именно благодаря своему мастерству создавать выгодный фон. Это касается и вопроса о “геноциде”, который они целенаправленно пропагандировали десятилетиями.
– Ширак отметил, что “блокада Турцией Армении” препятствует развитию всего региона, что вызывает серьезную обеспокоенность в Европе. Поддержка армянами Ширака на выборах может в дальнейшем осложнить ее взаимоотношения с Турцией?
– Франция, как и другие европейские страны, международные структуры, стремится искать экономические пути решения конфликтов. Такова общая политика западных стран, которую они пытаются применить и в решении карабахского конфликта. Но данная позиция неприемлема для Баку, поскольку без политического решения проблемы разговор об экономическом сотрудничестве не допустим. Франция традиционно поддерживает хорошие отношения с Турцией, как и с арабскими странами.
В частности, Париж контактировал с лидерами палестинского движения еще до признания их автономии. А в настоящее время в Пятой республике проживают около 6 млн. мусульман, в том числе турков – около 300 тысяч. Но поток эмиграции в Европу, скажем, турков или азербайджанцев, начался значительно позднее, с 60-х годов XX века, и потребуется определенное время, чтобы они заняли там столь же сильные позиции, как армяне.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год