Х.ИСМАЙЛОВА
Несмотря на то, что Азербайджан как на правительственном, так и общественном уровнях, поднимал вопрос открытия консульства нашей страны в Тебризе, этот вопрос остается нерешенным до сих пор.
На днях посол Азербайджана в Тегеране Аббасали Гасанов в интервью тебризской газете “Шемсе-Тебризи” объяснил, почему так происходит. Гасанов заявил, что причиной этого является ухудшение отношений между Ираном и Азербайджаном. В этом, по мнению посла, повинен фактор Армении и азербайджанских политиков, выступающих за независимость Южного Азербайджана.
“Частое повторение тезисов о независимости Южного Азербайджана значительно навредило ирано-азербайджанским отношениям, и вместе с тем создали благоприятную почву для развития отношений Ирана с Арменией. Таким образом, от этого выиграли только армяне. Это результат нашей ошибочной политики в этом вопросе. Хоть Иран и приводит различные доводы в ответ на наши обращения открыть консульство в Тебризе, я считаю, что основная причина – выдвижение азербайджанскими политиками тезиса независимости Южного Азербайджана”, – сказал А.Гасанов.
Комментируя агентству “Туран” свою позицию, высказанную в этом интервью, Гасанов отметил, что “в политике официального Баку нет термина “Южный Азербайджан” и понятия “независимость Южного Азербайджана”.
Поэтому муссирование “некоторыми силами” идеи независимости Южного Азербайджана наносит урон развитию азербайджано-иранских отношений, продолжил посол. По его мнению, подобная позиция правительства Hародного фронта в 1992-1993 гг. стала причиной ухудшения отношений между Баку и Тегераном. Этим воспользовалась Армения, наладившая активное сотрудничество с Тегераном.
Призывы к “независимости Южного Азербайджана” вызывают в Иране настороженность.
“Иран – родина иранских азербайджанцев, и каждое необдуманное слово, высказанное в Азербайджане, наносит урон двусторонним отношениям”, – сказал посол.
“Эхо” попросило прокомментировать высказывания посла его предшественника на этом посту – Алияра Сафарли. Он знал об интервью Гасанова и был крайне возмущен заявлением нынешнего посла в Иране.
По словам Сафарли, когда он был послом, а Гасанов завотделом МИДа, последний часто приезжал в Иран. “Еще в те времена я был свидетелем грязных антиазербайджанских поступков Абасали Гасанова”, – говорит бывший посол. В ответ на вопрос, в чем заключались эти “грязные поступки”, Гасанов сказал, что не может говорить об этом в деталях, из боязни раскрыть дипломатическую тайну.
Однако обо всем этом он вовремя оповещал руководство страны. К сожалению, информация Алияра Сафарли к вниманию принята не была.
“Такие заявления Аббасали Гасанов делал и раньше. Еще в интервью газете “Ени Азербайджан” он обвинял в ухудшении ирано-азербайджанских отношений газеты, котоые печатают противоиранские материалы. А в интервью “525-й газете” говорил, что посольство должно заниматься исключительно экономическими вопросами. Он даже не представляет, из чего состоит его работа. Руководство Азербайджана навеняка знает своего посла получше меня”, – говорит А.Сафарли.
Бывший посол не может понять, как может Гасанов оправдывать антиазербайджанскую политику Ирана.
“Этот невежа не понимает, что иранские газеты ведут противоазербайджанскую пропаганду похлеще наших. В их материалах, особенно газеты “Абрар”, часто повторяется мысль о том, что у них осталось 7 городов на Кавказе. Имеются ввиду города Азербайджана”, – говорит А.Сафарли.
“Когда я работал в Иране, то все время выступал против этих публикаций, давал опровержения. В Иране ситуация такова, что там без ведома высокопоставленных лиц такие серьезные заявления прозвучать не могут. А этот обвиняет нас в том, что мы озвучиваем идею независимого Азербайджана. И это в то время, как Иран и Армения на нашей оккупированой территории без нашего ведома строят Худаферинскую ГЭС”, – говорит А.Сафарли.
“Вслед за этим наш посол в Иране обвиняет нас же в ухудшении отношений с Ираном? Он кажется забыл, какую страну представляет. Если бы посол Ирана сделал такое, его бы не держали и минуты. Абасали Гасанов выступает как представитель Ирана. Он служит Ирану, а не Азербайджану. Его нужно немедленно отозвать”, – подчеркнул А.Сафарли.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год