Т.АНСАРИ
В Красноярске и соседней Хакассии объявлен траур – здесь прощаются с красноярским губернатором, генералом Александром Лебедем. Похоронят его на Новодевичьем кладбище в Москве. Какая-то странная получилась символика: при жизни генералу, еще совсем недавно занявшему третье место на выборах президента России, возглавившему совет безопасности России, а потом отправившемуся в Красноярск, так и не выпало шансов вернуться в Москву…
Соболезнование в связи с гибелью губернатора Красноярска направил и премьер-министр Армении Андраник Маркарян. По его словам, “разносторонний талант и человеческие качества Александра Лебедя вызывали искреннее уважение и восхищение”. Вряд ли это – исключительно дань протоколу. В феврале 1998 года Александр Лебедь, в те годы один из самых ярких и перспективных российских политиков, почтил своим присутствием…торжества по поводу десятилетнего юбилея “миацума” в Нагорном Карабахе – отметим в скобках, что на свой дурно пахнущий “юбилей” карабахцам не удалось “вытащить” даже таких штатных лоббистов, как баронесса Керолайн Кокс или Фрэнк Паллоун.
Тогда его приезд в Карабах вызвал резкую реакцию официального Баку, МИД России пришлось объясняться: мол, генерал не является официальным лицом и т.д. А потом сам Александр Лебедь в прямом эфире программы НТВ “Герой дня” заявил, что “визит можно истолковать как угодно, я не на государственной службе и находился там как частное лицо, а выбирать друзей – мое неотъемлемое право”. И заодно объяснил, на каком основании он их выбирает: “истоки” своей дружбы с карабахскими сепаратистами генерал Лебедь отнес к к 1988 – 1990 годам, когда он, по его собственным словам, “занимался эвакуацией армянского населения из Азербайджана” и “брал Нефтчалу, Джалилабад и Северную Астару”.
А потом повторил слово в слово все “юридические аргументы” армянской стороны: по мнению генерала, “Нагорный Карабах никогда не был составной частью Азербайджана, а вместе с Азербайджаном вошел в состав СССР”. “Мне смешно слушать, когда говорят о Хельсинкских соглашениях, – заявил он, – в то время, как развалился Союз, а от Югославии остались клочки”. Еще раньше, осенью 1996 года, в качестве одной из причин отставки Лебедя с поста секретаря совета безопасности России назывался вышедший из-под пера Александра Ивановича некий секретный документ: “О необходимости создания специального воинского формирования – “Российского легиона”, предназначенного для “локализации и нейтрализации политических и военных конфликтов информационно-психологическим методом и путем специальных операций”.
А вот формирование “Российского легиона”, по мнению А.Лебедя и информации “Туран”, “будет вестись тщательным отбором российских, а также, возможно, и иностранных добровольцев-профессионалов… Создание “Российского легиона” … предоставит сербским ветеранам спецназа возможность поделиться своим уникальным опытом противодействия боснийским мусульманам и исламским наемникам в условиях партизанской войны. Необходимость противостояния религиозно-духовной воинственности чеченских сепаратистов лучше всего понимают сербы и армяне, на себе испытавшие притеснения турок и познавшие в свое время свободу только благодаря России…”.
По официальной версии вертолет, на борту которого Александр Лебедь отправлялся на открытие новой горнолыжной трассы на самой границе с Хакассией, в условиях плохой видимости налетел на высоковольтную опору. Того же мнения придерживается и глава МЧС России Сергей Шойгу, возглавляющий государственную комиссию по расследованию аварии. Однако в то, что гибель генерала, подписавшего в 1996 году мирные соглашения с Чечней, получившие название “хасавюртских”, была случайной, верят далеко не все. Во всяком случае, по сообщению “Грани.ру”, Борис Березовский, давний соратник генерала, заявил, что в случайность гибели Лебедя никто не поверит. “В споре между серым президентом-полковником и ярким генералом-губернатором в России, конечно же, должна победить серость,” – заявил Березовский.
По его словам, у красноярского губернатора был конфликт с федеральным центром, который проявился во время недавней поездки президента Владимира Путина в Красноярск: “Есть официальная версия, что президент был недоволен работой генерала Лебедя на посту губернатора Красноярского края. Но не имеет значения, что является конкретной причиной спора между ярким и серым человеком.
В основе – всегдашняя животная боязнь: серый человек боится человека яркого. Своими действиями в течение последних двух лет, когда власть и лично президент попирали закон, будь то разгром НТВ и ТВ-6, геноцид в Чечне, замалчивание истории со взрывами домов в Москве и Волгодонске, Кремль породил ситуацию, когда ему не верят. И не поверят в том числе и в случайность аварии вертолета, на котором летел Александр Иванович”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год