Р.ОРУДЖЕВ
Разрекламированный всеми СМИ Азербайджана митинг Движения объединенной оппозиции, в котором, по словам организаторов, должны были принять участие 10 тыс. членов примерно 30 партий, в очередной раз продемонстрировал несоответствие пафосных заявлений оппозиционных лидеров тому, на что они могут рассчитывать в реальности. Даже на самый оптимистический взгляд наблюдателя, попытки попасть на площадь Азадлыг предприняли в субботу около тысячи человек.
Большинство из них составили члены партии “Мусават”. Как и ожидалось, перед акцией немногочисленные манифестанты сделали попытку объединиться у памятника Самеду Вургуну, недалеко от ж/д вокзала. Однако отменнейшим образом к акции подготовились власти, чьих защитников (полиции) по количеству оказалось больше раз в пять, чем оппозиционеров. И это еще не считая нескольких сотен крепких молодых людей в гражданском, решивших почему-то именно в этот день устроить групповые прогулки по близлежащим к вокзалу улицам. По виду похожие то ли на тяжелоатлетов, а то ли на ресторанных охранников, при последовавших затем стычках они занимали откровенно полицейскую позицию, помогая и словом, и делом.
Примерно за час до начала акции многие автотрассы как в центре Баку, так и на значительном удалении от него были перекрыты усиленными постами. Похоже, прессе удалось убедить полицию, что ожидается нечто ужасное. У пассажиров автотранспорта такие необычные новшества, приведшие к изменениям маршрутов автобусов, вызывали только недоумение и досаду за потерю времени.
В центре города можно было насчитать до 15 крупногабаритных автобусов, снятых с маршрутов для нужд перемещения полиции с щитами и в касках. Сами столкновения продолжались примерно час, с 16 до 17 ч. Отдельные разрозненные группы по нескольку десятков человек сначала пытались наскоком прорваться к памятнику С.Вургуну и еще дальше, поближе к площади. Но все попытки оказались обречены на провал.
Слишком много полиции при дубинках держали под контролем практически все близлежащие улицы. Поняв безуспешность наскоков, оппозиционеры принялись за любимую игру в кошки-мышки. Слившись с толпой праздно стоящих любопытствующих, время от времени они неожиданно принимались скандировать “отставку”. Полицейские входили в азарт, пускались преследовать. Опытные оппозиционеры бросались врассыпную – удары как всегда доставались тем, кто не считал себя участником “шоу” и потому никуда не бежал.
Как всегда (и это неизменно вызывает сожаление), побои дубинками, пинки и тычки от полицейских получили многие обычные прохожие, – и подростки, и женщины, и пожилые люди, – у которых не было запланировано на субботу никакого митинга. Разъяренные полицейские, вынужденные (чаще всего безосновательно) носиться по улицам облаченными в тяжелую амуницию в не самую холодную погоду, иной раз срывали свою злобу даже на просто идущих по своим делам людях. Особенно скверный случай произошел во дворе Зала камерной музыки (бывшая кирха).
В этот день в присутствии родителей там давали отчетный концерт учащиеся 23-й музшколы. Люди в приподнятом настроении, с цветами вышли после концерта на улицу, причем тяжелые ворота кирхи еще были прикрыты. Завидев такое “нехорошее” скопление, бегущие мимо за очередной группой демонстрантов полицейские, по-видимому, решили немного разрядиться. Они не поленились открыть ворота, забежали во двор, в быстром темпе “восстановили порядок” и побежали дальше по своим делам. Побиты на глазах у детей оказались несколько родителей, дубинками по головам прошлись сотрудникам зала Александру Куделькину и Новрузу Ахмедову.
Стоит, наверное, отметить, что руководители основных партий-зачинщиков на место событий почему-то не пришли. Из заметных деятелей ДОО, которых арестовали в первые же минуты выступлений, на улице решились появиться Ариф Гаджиев, Мирмахмуд Фаттаев и Панах Гусейнов. За несколько часов до митинга полицией был блокирован центральный штаб партии “Мусават”.
Тем не менее попытки проведения митинга состоялись как в Баку, так и в провинции: Агстафа, Балакен, Бейляган, Газах, Гянджа, Масаллы, Саатлы, Товуз, Хачмаз, Шамаха, Шамкир. Везде они закончились столкновениями с полицией. В день митинга полицией были задержаны в Баку и провинции и наказаны в административном порядке множество людей (по некоторым данным, до 300). Например, в своем пресс-релизе ДПА перечисляет 34 члена АДП, Народной партии, Народного фронта, “Мусават”, АМИП, партии “Адалят”, Либеральной партии. Часть из них были освобождены уже к концу дня.
Федерация правозащитных организаций Азербайджана сообщает о “зверском избиении” ряда лиц, в частности, инструктора оргсекретариата ДПА хаджи Ризвана Саламова, которому сломали ногу, члена Гарадагской районной организации ДПА Зейнала Гамидова, члена Сабунчинской РО ДПА Мурада Зейналова. Оппозицией приводится список лиц, пострадавших физически в результате действий полиции, в который входит, по меньшей мере, 56 оппозиционеров.
Сообщается, что, несмотря на запрещение законом использования полицией силы против женщин, она была применена против беспартийной Гулиевой Шамамы, членов ДПА Джамили Исмаиловой, Кифайят Мамедовой, Севиль Тагиевой. Сила была применена и против журналистов, например, корреспондента газеты “Ени Мусават” Саида Асада, а также писателя-журналиста Азера Абдуллы.
26 апреля был также остановлен полицией при выезде из Гянджи и по надуманному обвинению арестован на 5 суток административного ареста правозащитник, волонтер Правозащитного центра Азербайджана Эльданиз Намазов. В настоящее время он содержится под арестом в Кяпазском районном управлении полиции.
С решительными протестами действиям полиции во время субботних происшествий уже выступили большинство правозащитных организаций и мониторинговая группа журналистов, отслеживавших ситуацию на месте. В сообщении МВД говорится, что 5 сотрудников полиции и несколько участников акции получили различные ранения. Правоохранительными органами было задержано 18 человек, игнорировавших требования прекратить нарушение общественного порядка.
В МВД сообщили, что одновременно ДОО попыталось провести несанкционированные акции в 8 районах страны, которые также были предотвращены правоохранительными органами. В этих акциях, по данным МВД, участвовали до 150 человек.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год