Лоббирование интересов: как Азербайджан проигрывает Армении

Асим МОЛЛАЗАДЕ,  депутат Милли меджлиса

Парламентские обсуждения проблем урегулирования конфликта с Арменией, последовавшая интенсификация переговоров в очередной раз напомнили – Азербайджану не хватает активного лоббирования его интересов.  Активность армянской диаспоры в США и Франции создала в этих странах извращенное представление о сути конфликта.

Лживая информация, продуцируемая профессионально работающими лоббистскими организациями, создала агрессору имидж жертвы, страдающей от “варваров” турков и мусульман. Попытки энергетических лобби-групп, заинтересованных в каспийской нефти, противостоять этой лжи, к успеху не привели.

В очередной раз мы убедились, что экономическое лобби этническому, опирающиемуся на мощь диаспоры, уступает. Политически активная диаспора, помимо финансовой поддержки, имеет влияние в стране благодаря праву голоса. То есть диаспора, обладающая влиянием на избирательный процесс, может воспользоваться демократическими процедурами и провести через парламент решения, противоречащие экономическим и политическим интересам страны.

В США конгрессмены и сенаторы, избираемые из штатов, где живут избиратели армяне, считаются в первую очередь с их голосами и той поддержкой, которую они могут оказать в ходе выборов. Национальные интересы США в сравнении с живыми долларами, идущими в избирательный фонд от армянских организаций, – выглядят достаточно виртуально.  Аналогичная ситуация сложилась и во Франции, и в других странах, где есть армянская диаспора.

Всюду армяне создают свои национальные организации. И эти организации ведут активную борьбу против Азербайджана и Турции, умело используя методы лоббирования.  Способность к созданию активных организаций и биологическая ненависть ко всем туркам в армянской диаспоре по своему уровню значительно превосходят чувства в самой Армении. Именно диаспора подогревала агрессивность в Армении, инициировала внешнеполитическую концепцию этой страны, имеющей главной целью признание “геноцида армян”.  Но это дело армян.

Нам нужно думать о себе. Самое интересное, что в количественном отношении армяне не намного превосходят турецкую или азербайджанскую диаспору. В свое время избыток рабочей силы и экономические проблемы в Турции, исламская революция в Иране привели к тому, что турки и азербайджанцы численно уступают армянам даже в США и Франции очень незначительно, а во многих европейских странах даже превосходят.

Беда в другом – плохой организованности, слабой интеграции в политическую жизнь новой родины, порой и бедности. Результат – азербайджанской и турецкой диаспор как влиятельной силы не существует. Миллионы долларов тратит Турция на американские лоббистские организации. И только относительно недавно был сделан правильный вывод – реально противостоять армянским и греческим организациям и реально изменить соотношение сил может только создание активных турецких организаций.

Эта работа началась в США и дала определенные результаты. Ситуация с азербайджанцами несколько иная. Всем нам хорошо известно, что большая часть азербайджанцев сегодня живет за пределами страны – в Иране, Турции, Ираке, на всей территории бывшего СССР.

Значительная часть проживает в странах Европы и Северной Америки. Парадоксально, но факт: большая часть азербайджанцев живет за пределами азербайджанского государства, а у нас не только нет диаспоры, но мы только начинаем серьезно задумываться о необходимости ее формирования. Даже в советские времена созданное под патронажем КГБ общество “Вэтэн” было гораздо более активным в работе с диаспорой, чем сегодня все усилия в этом направлении в независимом Азербайджане.

Так или иначе, очевидно то, что диаспору надо создавать, и на результат можно рассчитывать, если эта работа станет одним из элементов государственной политики. Есть несколько направлений в работе с зарубежными азербайджанцами. Это вопросы культуры, информации о жизни и проблемах Азербайджана, вопросы прав азербайджанцев за рубежом, их образования, координации деятельности пока еще малочисленных организаций, созданных в некоторых западных странах.

Первый шаг в этом направлении – проект закона о государственной политике по работе с зарубежными соотечественниками, созданный в аппарате парламента и вынесенный на заседание двух парламентских комиссий – международной и комиссии по правам человека. После дискуссий принято решение доработать проект, приведя его в соответствие с концептуальной моделью, предложенной рядом депутатов.

Речь идет о создании в стране специального исполнительного органа (комитета) по работе с азербайджанцами за рубежом, в функции которого должны входить координация деятельности структур исполнительной власти в стране в этом направлении, непосредственная работа с организациями азербайджанцев, защита прав азербайджанцев на основе норм прав этнических меньшинств , принятых ведущими международными организациями.

Восстановление связей азербайджанцев с Родиной, содействие их образованию, сохранению национальной культуры, экономическому благополучию может в короткий срок способствовать возникновению активной диаспоры азербайджанцев во многих ведущих странах мира, укреплению их национального самосознания и превращения независимого Азербайджана в Родину для азербайджанцев во всем мире.  Реформа исполнительных структур и сокращения в управленческом аппарате могут высвободить средства для создания и деятельности такого комитета.

Работа подобной структуры в органах исполнительной власти, помимо координирующих функций, могла проводить и собственно лоббирование интересов зарубежных азербайджанцев в стране в области разработки различных экономически проектов, предоставления за заслуги перед Азербайджаном двойного гражданства, то есть всемерно содействовать в увеличении их заинтересованности в Азербайджане.

Одновременно комитет, формируя активную азербаджанскую диаспору, смог бы обеспечить лоббирование интересов Азербайджана в ряде стран мира. После доработок этот закон может быть представлен на обсуждение в парламент и в будущем может создать законодательную основу государственной политики в отношении зарубежных азербайджанцев.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год