М.БАГИРОВ
Сегодня президентский лайнер, взяв курс на восток, устремится в сторону столицы Туркменистана, где должен начать работу саммит глав прикаспийских государств. Весь вчерашний день в Ашгабате усиленно консультировались заместители министров иностранных дел Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Ирана и России, на которых возложена сложная задача – подготовить итоговый документ саммита пятерки президентов или так называемую декларацию.
Хотя назвать этот документ итоговым можно лишь с большой натяжкой. Да и сами стороны не строят иллюзий насчет результативности саммита. Так, президент Гейдар Алиев, по сообщению агентства “Туран”, принимая в минувшее воскресенье иранского посла Ахада Газаи, отметил, что не ждет от саммита “больших результатов”. Вместе с тем, по его мнению, эта встреча может способствовать достижению более серьезных подвижек в будущем. Посол, в свою очередь, сказал, что не ждет от ашгабатской встречи “чуда”, но “определенные подвижки” могут быть. Алиев обозначил и официальную позицию Баку по каспийскому вопросу. Каспий, сказал президент, должен стать морем дружбы, добрососедства и эффективного сотрудничества. Hа Каспии никто не должен никому угрожать или применять силу. А все вопросы должны решаться на основе международного права и сложившейся на Каспии практики.
Алиев подтвердил также свою готовность встретиться с президентом ИРИ Мохаммедом Хатами тет-а-тет в рамках ашгабатского саммита и, кроме того сообщил, что планирует посетить Иран с официальным визитом в следующем месяце. Президент подчеркнул, что ранее представленные иранской стороной проекты документов, в том числе политическое заявление, можно считать готовыми к подписанию в ходе предстоящего визита.
Между тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что сам Хатами решил ехать в Ашгабат, не дожидаясь начала саммита. Официально поездка называется визит по странам Центральной Азии и запланирована на девять дней. Президент Ирана прибыл в Ашгабат с официальным визитом вчера и уже провел переговоры с главой Туркменистана. Если принять во внимание несговорчивость иранской и туркменской сторон с остальными тремя государствами по каспийскому вопросу, то можно расценить встречу Ниязова и Хатами накануне саммита президентов как желание договориться выступить на форуме с единой позицией.
Что касается других прикаспийских государств, то их официальные представители также поделились своими соображениями и надеждами, связанными с саммитом президентов. Как сообщает Kazakhstan today, госсекретарь – министр иностранных дел Казахстана Касымжорат Токаев выразил надежду на то, что проект декларации по Каспийскому морю, несмотря на все разногласия, будет подписан. По словам госсекретаря, “принципы, которые проводит Казахстан на Каспии, находят отклик у других государств”.
Токаев высказал мнение, что четыре государства – Казахстан, Россия, Азербайджан и Туркменистан – придут к единому мнению по вопросу статуса Каспия, но будет “очень много нюансов”. В то время как Иран, по выражению Токаева, “стоит на особой позиции – определить по 20% дна Каспия каждому государству, с которой никто не согласен”. Однако Астана “не драматизирует” возможные разногласия, которые могут возникнуть на саммите прикаспийских стран, отметил госсекретарь Казахстана.
“Определение статуса Каспия – одна из самых актуальных проблем современности, и здесь могут произойти серьезные столкновения интересов, – подчеркнул Токаев.- Сам по себе факт встречи глав прикаспийских стран очень важен, – добавил он, – заметив при этом, что решение каспийских проблем может идти “на двух уровнях – многосторонних и двусторонних”. Любопытно, что госсекретарь Казахстана не отрицает того обстоятельства, что “США будут оказывать влияние на ситуацию, которая складывается на Каспии”. “Вашингтон проявляет высокую экономическую активность, и ряд американских компаний работают на Каспии”, – пояснил он, подчеркнув особо, что “мы сотрудничали с США и будем это делать”.
Между тем, поступают интересные новости из самого Ашгабата. Как уже писала наша газета, хозяин саммита президент Туркменистана Сапармурат Ниязов собирается выступить с рядом новых предложений, которые касаются разграничения водной поверхности, режима судоходства, использования биоресурсов и других аспектов деятельности на Каспии. Источники в правительстве Туркменистана сообщают о том, что “разработкой основных параметров этих предложений занимался лично президент, а потому и право обнародования всех деталей и нюансов также принадлежит только ему”.
При этом особо подчеркивается, что “позиции президента основаны на твердом отстаивании национальных интересов Туркменистана при одновременно максимальном учете интересов партнеров по переговорам, уважении их мнений и взглядов”. Ожидается, что сегодня главы пяти государств будут в течение двух часов обмениваться мнениями, в том числе по существу проблемы статуса Каспийского моря. Во второй день главы государств проведут заключительный этап саммита, пресс-конференцию, проводят президента Ирана, который продолжит свое турне по центральноазиатским странам. Президенты проведут и двусторонние встречи, тем более, что их резиденции расположены недалеко друг от друга. Хозяева саммита планируют показать своим гостям президентскую конюшню с ахалтекинскими конями.
Столица Туркменистана приведена в надлежащий вид к приему высоких гостей. Накануне саммита, как сообщает РИА “Новости”, местные власти отремонтировали трассы, по которым будут передвигаться главы государств, а также расположенных на них административных и жилых зданий.
Между тем в столице Туркменистана стоит необычно дождливая погода (дождь идет с небольшими перерывами вторые сутки). В Ашгабате грозовые тучи над городом считают “единственной проблемой”, что касается самого саммита, то он, как заверяют хозяева форума, пройдет “в теплой и дружественной обстановке”…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год