С.МУСТАФАЕВА, Н.РАМИЗОГЛУ
Представительство компании Microsoft в СНГ выступило с заявлением: с 8 апреля до 31 августа 2002 года юридические санкции по отношению к нарушителям, использующим пиратское программное обеспечение, применяться не будут. Однако после истечения это срока репрессивный аппарат вновь будет задействован. Касается это заявление прежде всего компьютерных клубов и интернет-кафе на территории СНГ.
Как передает газета “Украина сегодня” со ссылкой на руководителя стратегических проектов представительства корпорации в СНГ Евгения Данилова, в указанный период компания не будет инициировать возбуждения уголовных дел, даже в том случае, если правоохранительные органы в ходе проверок выявят нарушение авторских прав. Это первый случай объявления “временного моратория” в практике защиты авторских прав Microsoft на территории бывшего СССР. По словам Данилова, это решение связано с желанием Microsoft минимизировать бизнес-риски для интернет-кафе и всевозможных компьютерных салонов в переходный период.
За это время они смогут самостоятельно разработать механизм поэтапного приобретения лицензий в течение пяти месяцев. Опыт борьбы с нарушителями у Microsoft солидный. В октябре прошлого года управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) по инициативе компании Microsoft усилило контроль за использованием лицензионного программного обеспечения компьютерными клубами Украины. В конце ноября прошлого года соответствующее распоряжение издал министр внутренних дел Украины. К середине марта правоохранительные органы Украины ежедневно проверяли до десятка клубов, из которых один закрывался.
Украина и Россия находятся в “черном списке” злостных нарушителей прав интеллектуальной собственности. Согласно шестому ежегодному исследованию Business Software Alliance (Sixth Annual BSA Global Software Piracy Study), результаты которого были опубликованы 21 мая 2001 г., уровень так называемого “компьютерного пиратства” в Восточной Европе составляет 63%, что почти в два раза выше, чем аналогичный показатель для стран Западной Европы (34%). Лидирующие же позиции в Восточной Европе по уровню “компьютерного пиратства” в 2000 г. занимали Украина (89%) и Россия (88%).
Напомним, что США в связи с этим уже предприняли меры по защите своей интеллектуальной собственности, установив 23 января 100-процентный тариф на импорт украинской стали и двадцати трех других товаров. Американские экономисты отмечают, что высокие тарифы на украинский импорт – оправданная и необходимая мера защиты американской интеллектуальной собственности. Иначе, говорят они, украинцы продолжат похищать программное обеспечение (ПО), музыку и фильмы без какого-либо контроля со стороны местных правоохранительных органов. Кроме того, необузданное пиратство в Украине перекрывает пути ее присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) в следующем году, к чему собственно стремится и Азербайджан.
Кстати говоря, Азербайджан, как уже сообщала наша газета, также находится в группе наблюдения офиса торгового представительства США как страна, в которой “охрана интеллектуальной собственности вызывает внимание и беспокойство”. В задачи представительства Microsoft в СНГ входят развитие рынка программного обеспечения, а также внедрение и локализация новейших технологий и на территории Азербайджана. Занимается этим компания DiVi Distributor Company, которая является дистрибьютором корпорации Microsoft в Азербайджане.
По словам менеджера компании Ашрафа Бабаева, наличие “компьютерного пиратства” в Азербайджане является известным фактом, и единственный путь борьбы с ним – распространение лицензионного ПО, чем и занимается DiVi Distributor Company. “Продажа лицензионных программ это цивилизованный бизнес. Тот, кто использует лицензионный софт, тот по праву может считать себя цивилизованным человеком”, – заявил А.Бабаев. По словам менеджера, компьютерное ПО Microsoft стоит недешево, но его приобретение оправдывается высоким качеством, и, кроме того, пользователи, приобретающие поддельное ПО, лишают себя гарантии, прав на техническую поддержку и получение обновленных версий по более низкой цене.
Кстати, цены на академический софт, включающий в себя все сферы образования и здравоохранения, по словам А.Бабаева, ниже цен на коммерческие версии приблизительно в 10-12 раз. Между тем, как стало известно, DiVi Distributor Company не информирована о действиях МВД касательно рейдов, однако заявляет, что продажа или использование нелицензионого программного обеспечения – это в первую очередь нарушение авторских прав производителя. В Азербайджане уже есть положительная динамика в сторону продажи лицензионного ПО, которым уже обеспечены многие государственые организации. В самом МВД “Эхо” заявили практически то же самое. В этом ведомстве не стали отрицать фактов продажи пиратской продукции в Азербайджане.
Но уточнили: для проведения каких-либо мероприятий необходимо обращение бакинского представительства Microsoft. Кроме того, не помешает и указание “вышестоящих инстанций”. По словам известного юриста Рамиза Зейналова, пиратский рынок в Азербайджане принял широкий и совершенно неконтролируемый размах. “Сегодня можно с достаточным основанием утверждать, что в нашей стране, несмотря на сильную законодательную базу в области соблюдения авторских прав, нет ни одной структуры, которая бы вела борьбу с этим злом. В МВД, насколько мне известно, этим занимается отдел по борьбе с экономическими преступлениями, кроме того, в этом процессе должен быть задействован и Государственный таможенный комитет, но посмотрите на результаты.
Коммерческие телеканалы транслируют иностранные фильмы, не получив на это лицензии или соглашения у фирмы-производителя, не говоря уже о программном обеспечении. То же самое применимо и к радиоканалам”. Р.Зейналов считает, что такие же мероприятия, как в России и Украине, следует провести и в Баку, так как в будущем “для нас все это может “обернуться боком”, в виде введения против Азербайджана всевозможных экономических санкций”. Отметим, что по оценкам ряда экспертов объем пиратской продукции в Азербайджане колеблется в пределах 50-65% .
В чем таится опасность приобретенного пиратского ПО? В нем может недоставать многих ключевых компонентов и документации; оно может содержать дефекты или быть непригодно к использованию из-за брака в производстве; для таких продуктов повышен риск заражения вирусами, которые потенциально способны повредить жесткий диск компьютерной системы покупателя и записанную на нем информацию. Кроме того, компьютерное пиратство наносит ущерб пользователям, оказывая негативное воздействие на экономику в целом. Уровень пиратства является своеобразным индикатором экономического благосостояния той или иной страны.
Какими путями пиратское ПО ввозится в Азербайджан? Согласно информированным источникам, при ввозе контрабандных дисков и кассет соблюдаются все необходимые меры предосторожности, чтобы не привлекать внимания таможенных структур. Как выяснилось, отдельные диски без надписей и логотипов помещаются в коробку, не привлекающую внимания таможенников. Отдельно ввозятся и пустые коробки от дисков (в Баку они стоят 2 тыс. манатов). Остальное уже дело техники. С Интернета можно скачать изображение нужной обложки, поместить привезенный диск в пустую коробку, наложить картинку, и, скажем, музыкальный диск готов к продаже по цене 15 тыс. манатов. В то же время стоимость такого же лицензионного диска примерно 30 долларов.
Это касается и ПО, лицензионная цена которого, как уже сообщалось выше, колеблется от 700 до 800 долларов. А чтобы установить его в организации, для каждой ее отдельной инсталляции требуется лицензия, которая стоит 40 американских долларов.
В итоге получается, что установка лицензионного программного обеспечения тому или иному предприятию может обойтись в 5 или 6 тысяч долларов. Для Азербайджана такие цены слишком высоки. И поэтому множество предприятий и организаций, судя по всему, пользуются пиратским ПО. Так что акции по изъятию нелегальной продукции могут вызвать серьезный резонанс в стране – слишком уж зависим от нее азербайджанский рынок.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год