Р.НАСИРОВ, Т.ГАРИБОВ
В конце прошлого года министр труда и социальной защиты населения Али Нагиев на пресс-конференции пообещал журналистам, что скоро в его ведомстве начнется работа по регулированию зарплат в зарубежных компаниях. По мнению министра, разница в заработной плате местных специалистов и привлеченных из-за рубежа иностранных экспертов неоправданно большая. При этом, правда, министр сказал, что на протяжении последних нескольких лет со стороны ведомства этому вопросу не придавалось такого уж серьезного внимания, поскольку компании эти, приезжая в Азербайджан, вкладывают в экономику страны инвестиции.
Это объясняло отсутствие репрессивных мер. А на днях министр на конференции, организованной совместно Программой развития ООН, правительством Азербайджана и нефтяной компанией bp, коснувшись этой темы вновь, публично заявил, что львиная доля выделяемых стране международными организациями грантов идет на оплату участия в них иностранных экспертов и консультантов.
За информацией о том, есть ли разница в зарплате иностранцев и азербайджанцев, работающих в бакинских филиалах зарубежных предприятий, мы обратились к представителям ряда иностранных нефтяных компаний, имеющих в Азербайджане свои представительства. В частности, главный менеджер бакинского офиса нефтяной компании “Шеврон” Джон Коннор сразу заявил, что компания не раскрывает подобную информацию, но согласился, что иностранцы в ней получают больше, чем местные кадры. Комментировать это он, конечно же, отказался. В свою очередь сотрудница отдела кадров норвежской “Статойл” Мехрибан Исмайлова подтвердила, что и в этой компании иностранцы получают зарплату больше азербайджанских работников. “Имеется огромное количество причин, из-за которых невозможно сравнивать зарплаты.
И дело даже не в уровне профессионализма наших работников. Просто существует такое понятие, как “локал маркет”, отражающий жизненный уровень в каждой стране. И если иностранец работает в Баку, он все равно остается гражданином своей страны и место его жительства, к примеру, если он гражданин Норвегии, – будет Норвегия, а не Азербайджан. Хотя здесь прописку почти никто не проверяет. Но и этот фактор играет большую роль. Потому, что уровень жизни в Норвегии и в Азербайджане во многом отличается”. В Государственной трудовой инспекции Азербайджана сообщили, что эти вопросы прекрасно отражены в статьях 4 и 5 Трудового кодекса (ТК). В первом случае говорится, что вне зависимости от формы собственности и ее организации, все действующие на территории республики юридические лица – компании и фирмы, должны руководствоваться законами, распоряжениями, указами, правилами и всей другой нормативно-правовой базой Азербайджана.
Правда, статья 5 оговаривает особые условия, когда зарплата работников может быть учтена специальными условиями международных соглашений. Если они не противоречат Конституции Азербайджана, то должны соответственно быть приняты. В противном случае за основу принимается Конституция. И в завершение в инспекции сообщили, что до сих пор никаких жалоб от азербайджанских работников иностранных компаний к ним не поступало.
Следовательно, в случае с двумя вышеприведенными нефтяными компаниями оставалось установить, насколько услышанное от ее работников соответствует статьям 4 и 5 ТК. В ГНКАР, в свою очередь, уточнили, что в документах не оговариваются объемы зарплаты иностранных работников. Следовательно, по логике вещей, деятельность этих компаний в стране должна регулироваться Трудовым кодексом, и по сути, зарплаты иностранцев и азербайджанских работников должны быть определены без учета всяких “локал маркетов”, и за основу следует принимать уровень профессионализма (иначе – степень квалификации), объемы работы, сверхурочные, ночные, “за вредность” и т.д.
Интересна была реакция на происходящее представителя отдела кадров азербайджанского представительства ООН, который сказал, что “не мы принимаем на работу иностранцев, а они принимают нас. Если речь идет о какой-нибудь иностранной торговой компании, то, возможно, зарплаты должны регулироваться ТК. Однако зарплаты работников представительства ООН определены контрактами, заключенными с ними в Нью-Йорке самой ООН.
К тому же, согласно международным стандартам, каждый эксперт получает зарплату, расчет которой производится с учетом минимальной зарплаты его страны”. Более искренней показалась речь отказавшегося назваться гражданина Азербайджана, работающего в данное время в качестве эксперта бакинского представительства Департамента партнерских и совместных соглашений ЕС-Азербайджан, действующего в рамках прокта ТАСИС. Он сказал, что по сравнению с другими международными проектами ТАСИС – наиболее демократичный.
“Хотя и здесь тоже зарплаты сильно разнятся. Но, учитывая, что моя страна определила оплату моего труда в пределах 40 долларов, то мы вынуждены мириться с несправедливостью. Так удается заработать больше денег. К тому же через ТАСИС проходит много местных экспертов. Некоторых нанимают на 2 – 3 недели и здорово платят за работу”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год