Депутат Азербайджана об изменениях в стране

Ш.АББАСОВ

На днях азербайджанская делегация в ПАСЕ отправляется на очередную сессию этой организации. На ней наши парламентарии планируют вновь вынести на обсуждение аспекты армянской агрессии против Азербайджана. Однако итоги последней сессии ПАСЕ были неутешительными для нашей страны в вопросе защиты прав человека. Не помешает ли этот раз азербайджанским парламентариям проблема политзаключенных? С этого вопроса мы начали беседу с членом делегации в ПАСЕ, зампредом ПНФА по международным вопросам Асимом МОЛЛАЗАДЕ:

– Надеюсь, что сложившаяся ситуация не воспрепятствует тому, что Азербайджан, используя трибуну Совета Европы, сможет рассказать мировому сообществу правду о протекающих в регионе Южного Кавказа процессах. Азербайджан должен активно сотрудничать с СЕ, разделять все принципы, которые защищает эта организация. Важно, чтобы мы активно участвовали во всех мероприятиях Совета Европы. К сожалению, существующие сегодня проблемы с СЕ связаны, с одной стороны, с непониманием Азербайджаном тех задач, которые перед нами ставит эта организация. С другой стороны, многим европейским политикам не совсем ясны происходящие в регионе процессы.

Поэтому наша работа в Совете Европы не должна состоять только из посещений делегацией Азербайджана сессий ПАСЕ. Нужна активная работа в комитетах, подкомитетах и политических группах СЕ. Именно это позволит Азербайджану уже до сессии изложить свою позицию. Ни для кого не секрет, что в стране есть чиновники, не желающие, чтобы Азербайджан был членом СЕ.

В этих условиях им гораздо легче грубыми, административными методами управлять страной, ограничивать демократию, и, безусловно, этим людям тяжело воспринимать требования Совета Европы. Мы неоднократно были свидетелями того, что перед отъездом делегации на сессию ПАСЕ в стране происходили грубые акции – нарушались права человека, аресты журналистов и т.д. Я не исключаю, что это неслучайно.

– А когда СЕ вновь вернется к вопросу о политзаключенных?

– Эти вопросы будут обсуждаться. Причем дискуссии не проходят от сессии к сессии. Процесс идет в рабочем порядке и мнение СЕ формируется в основном в политических группах, комитетах. Поэтому Азербайджан должен усилить свою работу в СЕ. К сожалению, проблемы отсутствия финансов, опыта европейского парламентаризма значительно ограничивают наши возможности в СЕ. Поэтому необходимо усилить свою работу в этом направлении. И было бы здорово, если государство учло бы в госбюджете соответствующие расходы на деятельность Азербайджана в международных организациях. Очень важными в этом направлении организациями являются СЕ, ООН, ОБСЕ.

Например, Азербайджан практически оставил за рамками серьезной работы деятельность в Комитете по правам человека ООН. Для страны, в которой в результате агрессии Армении произошли массовые нарушения прав человека, это непростительно. Пока, к сожалению, уровень нашей работы в этом направлении далек от желаемого.

Нужны ни какие-то кампании – например, стал Азербайджан членом СЕ, это привлекло внимание, принят где-то антиазербайджанский документ – все сразу обращают на это внимание. Здесь требуется ежедневная работа, которой у нас нет. …С января этого года наша делегация ни разу не участвовала ни в одном заседании комитета или подкомитета СЕ. Прежде всего это объясняется финансовыми проблемами. Но я думаю, что правительство должно изыскать возможности для организации активной работы в международных организациях. На ближайших заседаниях Милли меджлиса я намерен поднять вопрос о выделении специальных бюджетных ассигнований для деятельности в международных организациях, особенно в СЕ, ООН и ОБСЕ.

– Азербайджан активно участвовал в антитеррористической коалиции. Несмотря на это, сегодня США, в военном плане, больше присутствуют в Центральной Азии и даже в Грузии, нежел в Азербайджане…

– Я не согласен с мыслью о том, что США нет в Азербайджане. Они в Азербайджане есть, прежде всего в экономическом сотрудничестве, а также в интенсивном сотрудничестве в области обороны и безопасности, начавшемся после того, как 907-я поправка перестала быть препятствием для развития двусторонних взаимоотношений. США активно сотрудничают со странами Центральной Азии. Эти страны близки к фронту сегодняшней борьбы с терроризмом в Афганистане. Впечатление же о том, будто Америка больше присутствует в Грузии, объясняется тем, что Тбилиси сегодня нуждается в большей помощи.

В Азербайджане в этом плане ситуация гораздо лучше, и то, что сделано у нас в направлении укрепления обороноспособности, не сравнить с возможностями Грузии. Но Азербайджан был, есть и, я уверен, будет активным членом антитеррористической коалиции. И я надеюсь, что США будут активно содействовать нам в вопросах реформирования вооруженных сил и помогать в дальнейшей интеграции в систему безопасности Евроатлантического союза.

– Существует версия, что военное сотрудничество Азербайджана и США не развивается столь интенсивно из-за влияния Ирана и России на нашу страну?

– Я с этим абсолютно не согласен. Вашингтон однозначно и очень жестко отреагировал на все амбиции Ирана разговаривать с Азербайджаном с позиции силы. Они четко заявили, что Баку будет иметь очень серьезную защиту в лице Америки, если Иран попытается использовать политику военной угрозы. Что же касается России, то там, к сожалению, до сих пор существует какая-то дезинтеграция во внешней политике.

Так, президент Путин заявил, что его не беспокоит сотрудничество Грузии с США, а представители военных кругов РФ высказали противоположное мнение. В этом плане мне представляется достаточно реалистичной именно позиция Путина, и я надеюсь, что президент России сумеет продолжить те реформы, которые сегодня наблюдаются во внешней политике и в политике Москвы на Южном Кавказе.

Нужно учесть, что мир сильно изменился. После 11 сентября США стали уделять очень большое внимание вопросам своей национальной безопасности. И сегодня национальная безопасность проходит уже не в рамках границ этой страны, а затрагивает и Южный Кавказ, и Ближний Восток… Я думаю, что национальные интересы Азербайджана в значительной степени совпадают с интересами США. Происходящее сегодня на Ближнем Востоке, где международный террор пытается использовать свои возможности, чтобы остановить мир в его развитии, непосредственно связано с интересами Азербайджана.

Если раньше обсуждался вопрос – входит ли Южный Кавказ в Евроатлантическое пространство, то сегодня мы видим, что границы этого пространства простираются до Центральной Азии. Азербайджан уже находится в центре этих процессов. Важное значение сегодня приобретают энергетические источники. Дестабилизация на Ближнем Востоке заставляет развитые страны мира искать альтернативу, как гарантию от экономического кризиса в случае еще большей эскалации напряженности. И в этом плане большое значение приобретают Россия и энергоресурсы Каспийского бассейна. Изменения во внешней политике, которые сейчас проводятся прагматичным руководством России, я объясняю тем, что Москва хочет заменить государства Персидского залива в случае возгорания там международного террора.

Уже в начале марта Россия обогнала Саудовскую Аравию по добыче нефти. Это говорит о том, что РФ обладает большим энергетическим потенциалом и в этом направлении Азербайджан приобретает еще большее значение. Я думаю, что параллельно с развитием своих отношений с Россией США будут содействовать созданию зоны безопасности вокруг Каспия. Сегодня это – стратегическая задача Вашингтона и она совпадает с интересами Азербайджана, Грузии и Турции. Поэтому, я думаю, треугольник Баку – Тбилиси – Анкара будет играть ведущую роль в укреплении безопасности региона Южного Кавказа.

…Оптимистичным сигналом для нас являются и итоги выборов в Украине. Они позволяют создать систему безопасности в рамках ГУУАМ, который в последнее время исчез из лексикона политиков. Итоги выборов в Украине дают надежду на то, что Киев будет играть более активную роль в ГУУАМ и предпринимать более смелые шаги по созданию политического блока этой организации. Так что у нашей страны сегодня достаточно радужные перспективы: мы можем иметь Россию в роли партнера. Одновременно Баку приобретает очень надежного партнера в лице Украины.

– А по мере приближения выборов в Азербайджане – не произойдет ли очередной крен во внешней политике страны?

– Я не жду драматических перемен во внешнеполитической ориентации страны. Изменение курса на Евроатлантическое пространство – не выгодно Азербайджану. Мы не являемся большой и сильной страной, способной проводить комплиментарную политику, угождающую интересам всех и вся. Мы должны четко обозначить свою внешнюю политику, и развитие Азербайджана связано именно с темпами интеграции страны в Евроатлантическое пространство. И в этом плане нашими самыми надежными партнерами являются США, Турция, страны Западной и Восточной Европы.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: