И.РЗАЕВ, Н.РАМИЗОГЛУ
18 апреля, как уже сообщала наша газета, президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием к федеральному собранию РФ. Этот программный документ на ближайший год готовился в течение последних нескольких месяцев. В подготовке принимали участие все ключевые управления администрации президента, члены правительства и парламента. Глава российского государства провел серию рабочих встреч с ведущими учеными, общественными и религиозными деятелями.
Однако, по сведениям из Кремля, над окончательным вариантом документа Владимир Путин работал лично. Содержание послания до момента произнесения не разглашается. Кстати, во многом похожая картина наблюдается не только в России, но и в ряде других стран, в том числе США, где президент страны обращается к конгрессу ежегодно с посланием “О положении страны”.
По российской конституции, обращение президента РФ к федеральному собранию является не только его правом, но и обязанностью. Впервые президент России Борис Ельцин обратился к федеральному собранию 24 февраля 1994 года. С тех пор парламентарии ежегодно заслушивают обращение президента. Владимир Путин выступал в парламенте дважды (2000 и 2001 гг.). Послание зачитывается главой государства на совместном заседании палат, где оно не обсуждается.
При этом выступление транслируется на всю страну. Аналогичная традиция сложилась в последние годы в большинстве бывших республик СССР. Президенты Беларуси, Кыргызстана, Грузии, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Украины обращаются с ежегодными посланиями (докладами) к парламентам своих стран. В них излагается позиция глав государств по основным направлениям внутренней и внешней политики или информация о важных решениях глав государств. Президенты Армении и Молдовы выступают в парламенте по вопросам общенационального значения. Исключением в этом ряду стран СНГ являются только Азербайджан и Туркменистан. По мнению бакинских экспертов, практика ежегодных обращений президента к народу очень важна. “Это – инструмент обратной связи между властями и гражданским обществом”, считает политолог Эльдар Намазов. В подобных документах, говорит Э.Намазов, “подводятся итоги прошедшего года, определяется и корректируется курс на ближайшее будущее”.
По мнению политолога Расима Мусабекова, ежегодные послания определяют ориентиры для общественности. Почему в Азербайджане отсутствует подобная практика? Политолог Р.Мусабеков отметил, что “президент АР выступает без бумажки и, вероятно, думает, что бумага (послание. – Ред.) его “свяжет””. Что же касается Туркменбаши, то “каждое его слово считается в Туркменистане посланием”. Поэтому необходимости в ежегодных выступлениях в Туркменистане нет.
По мнению эксперта Э.Намазова, отсутствие в Азербайджане института обращений связано с “отсутствием четкой стратегии национального развития”. Этот факт Э.Намазов считает одним из основных недостатков общественной жизни Азербайджана. Помимо этого, политолог говорит “о авторитаризме как средстве сохранения власти”. Это явление также препятствует “прозрачности” деятельности властей, одним из элементов которого является ежегодные послания.
Сопредседатель СДПА Зардушт Ализаде считает, что в Азербайджане обращения президента к Милли меджлису были бы бессмысленны. “Поскольку законодательная власть сегодня зависит от исполнительной”. Однако, полагают эксперты, ежегодные послания, даже при общем его характере, могли бы стать “еще одним шагом на пути к демократии”. Обращения президента – элемент политической культуры. “И нам надо к этой культуре приобщаться”, – говорит политолог Р.Мусабеков.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год